Найти в Дзене
Древности нашей ойкумены

День рождения в Древней Греции. 3. Десятый день, сороковины, Апатурии и Анфестерии – этапы признания маленького грека

Когда маленький грек появлялся на свет, то делал он это в узком женском кругу родственниц, служанок и повитух. Через неделю малыша принимали в семью во время специальной церемонии. А что же дальше? Мы продолжаем публикацию нашего цикла статей «День рождения в античности». Новая глава расскажет о том, как общество узнавало о новом его члене и как в дальнейшем оно отмечало этапы роста малыша. На десятый день после родов семья новорожденного вновь устраивала праздник, о котором говорил Аристотель (см. предыдущую главу). Гости, а их приглашалось гораздо больше, нежели на амфидромию, приходили на церемонию наречения. О ней есть упоминания у Аристофана (Лисистрата, 757 [2] и Птицы, 494 [3]; V в. до н.э.), есть у Еврипида (в дошедшем до нас фрагменте «Эгея»; V в. до н.э.), соответственно, все это есть и в Суде (Х в.). Однако, как кажется, такие празднования позволяли себе люди зажиточные, бедняки же объединяли амфидромию с днем наречения. Имя давал отец во всеуслышанье. Исей (IV в. до н.э.) в

Когда маленький грек появлялся на свет, то делал он это в узком женском кругу родственниц, служанок и повитух. Через неделю малыша принимали в семью во время специальной церемонии. А что же дальше?

Афины. Вид с Акрополя на древний храм Гефестион (или Тесейон)
Афины. Вид с Акрополя на древний храм Гефестион (или Тесейон)

Мы продолжаем публикацию нашего цикла статей «День рождения в античности». Новая глава расскажет о том, как общество узнавало о новом его члене и как в дальнейшем оно отмечало этапы роста малыша.

На десятый день после родов семья новорожденного вновь устраивала праздник, о котором говорил Аристотель (см. предыдущую главу). Гости, а их приглашалось гораздо больше, нежели на амфидромию, приходили на церемонию наречения. О ней есть упоминания у Аристофана (Лисистрата, 757 [2] и Птицы, 494 [3]; V в. до н.э.), есть у Еврипида (в дошедшем до нас фрагменте «Эгея»; V в. до н.э.), соответственно, все это есть и в Суде (Х в.). Однако, как кажется, такие празднования позволяли себе люди зажиточные, бедняки же объединяли амфидромию с днем наречения.

Эти маленькие кувшинчики - ойнохойи, или хусы (по мере объема) - дарили во время анфестерий
Эти маленькие кувшинчики - ойнохойи, или хусы (по мере объема) - дарили во время анфестерий

Имя давал отец во всеуслышанье. Исей (IV в. до н.э.) в речи «О наследстве Пирра» говорит:

«… дядья Пирра, утверждающие, что они присутствовали на праздновании десятого дня, засвидетельствовали, что отец дал ей имя ее бабушки Клитареты». (3, 30).

Очевидно, на церемонии наречения отец, давая дочери имя, пояснил присутствующим свой выбор.

Этот «десятый день», dekate, являлся как бы вторым, более широким, признанием отцовства.

«… никто не справлял бы десятый день рождения ребенка, если бы не считал себя его отцом; и что, напротив, тот, кто уже справил этот праздник и проявил отцовскую любовь, не осмелится потом отрицать свое отцовство».

(Демосфен. Беот. 22; IV в. до н.э.).

Что касается полного очищения женщины от скверны, то римский писатель первой половины III в. н.э. Цензорин сообщает:

«Потому в Греции особо отмечают 40 дней: ведь и беременная до 40 дня не входит в храм, и после родов большинство рожениц 40 дней слабы и не удерживают крови, и малыши почти все это время болезненны и не улыбаются, и состояние их небезопасно. Потому, когда этот день проходит, обычно устраивают праздник; этот срок называют tesserakostaion». (О дне рождения, XI).
-3

В этом же – первом после рождения – году в пианепсионе (середина октября – середина ноября) на третий день праздника под названием Апатурии отцы представляли родившихся в этом году своих законных сыновей собранию фратрий и вносили его имя в списки своей фратрии. По сути, на этом празднике происходило третье признание отцовства и гражданская регистрация ребенка в общине.

«И отец наш, когда мы родились, ввел нас в свою фратрию, поклявшись в том, что вводит нас по установленным законам действительно рожденными от гражданки и помолвленной жены, а из членов фратрии никто не возразил и не оспорил, утверждая, что это неправда, хотя их было много и они тщательно рассматривали такие вопросы».

(Исей. Кирон. 19; IV в. до н.э.).

-4

Незаконнорожденных тоже можно было представить членам фратрии и внести в списки. В 39 речи Демосфена (IV в. до н.э.) рассматривается дело законного сына против двух его незаконнорожденных братьев. Всех трех отец представил на Апатуриях, причем незаконнорожденных – уже взрослыми, признав своими вследствие хитрости их матери. То есть, было никогда не поздно официально признать отпрыска. Однако признание отца не означало признание социумом – против принятия бастарда (как, впрочем, и законнорожденного) во фратрию могли выступить её члены. Причины могли быть разные. Например, Плутарх упоминает, что незаконнорожденному сыну Перикла от Аспазии мешало стать «мужем» (то есть, приличным человеком) занятие последней. (Плутарх, Перикл, 24).

Впрочем, это был праздник не только отцов и годовашек, но и других мальчиков, постарше. Они принимали участие в самодеятельном концерте, где декламировали стихи.

«Случилось это у нас в третий день апатуриев, называемый куреотис. Обычное для нас, детей, празднование этого дня повторилось и на тот раз; потому что отцы выставили нам награды за чтение рапсодий. Из многих поэтов и много тогда прочитано было стихотворений; а как некоторую новость для того времени, пропели многие из нас, детей, и стихотворения Солона».

(Платон, Тимей, 21В; IV в. до н.э.).

-5

Следующий праздник, когда детям уделялось внимание только за то, что они дети, когда их украшали цветочными гирляндами и дарили игрушки – это Анфестерии, происходившие с 11 по 13 число одноименного месяца (середина февраля – середина марта). Участвовали в празднике дети от трех лет.

Впоследствии – ежегодно – греки никак не отмечали дни рождения детей. Более важными для родителей были этапы взросления детей: для девочек – участие в праздниках женских богинь, например, а для мальчиков – спортивные состязания и прочее, вплоть до эфебии.

-6

В комедии Аристофана «Лисистрата» женский хор перечисляет, в каких религиозных церемониях могла участвовать маленькая афинянка:

Семь годков было мне,
В сумке шерсть я несла.
В десять лет зерно молола для владычицы святой.
В платье алом, во Бравроне, я медведицей была.
Дочь отцовская,
Потом я шла с корзиной,
Спелых смокв гроздь неся.

То есть, семилетней героиню песни избрали в аррефоры (см. Панафинеи и Халкейя), в 10 лет она как алетрида участвовала в приготовлении бескровных жертв Афине, потом плясала среди переодетых в медведицы жриц культа Артемиды Бравронской на празднике Арктейя, затем вновь участвовала в Панафинеях в качестве канефоры. Все эти события были для девочки и ее семьи (и социума в целом) гораздо важнее дня рождения.

Продолжение, как говорится, следует. В следующих главах попробуем разобраться, как относился к своему дню рождения взрослый грек.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.