Очевидно, что лучшее время для русского рока ушло. Так случается с любым явлением. Но мне всегда было интересно, как ощущает себя человек, делая что-то новое? И надо признаться, что мне эти ощущения неведомы. Тем более говоря о рок музыке, я могу судить только с позиции слушателя, которому дали уже всё готовое. Возможно, родись я чуть раньше, то и восприятие было бы иным, но мне повезло в том плане, что я мог покупать уже официально изданные альбомы. Как себя чувствовали люди, создавая всё то, что нельзя было выпустить, я представить никогда не смогу. Но я уверен в том, что они делали что-то потому что не могли не делать. То есть перед тем же Гребенщиковым или Цоем не стоял вопрос денег. Им неважно было будут ли они успешны и смогут ли выступать. Важно было в первую очередь творчество. И конечно же вместе с ними в одном ряду стоит такой человек как Майк Науменко, без которого на мой взгляд рок-н-ролла на русском языке не было бы.
Я никогда не был фанатом группы Зоопарк, но как ни странно знаю почти все песни у них. Там полно хитов только парадокс в том, что все свои главные вещи Майк спел и сочинил до того, как рок шагнул на стадионы. Его рок был как раз предназначен для всех этих ДК на окраинах наших городов. Нет, ну естественно он играл и на больших площадках. Достаточно вспомнить тот же знаменитый фестиваль в Подольске, но в целом Майк — это не стадионная история как ДДТ и Алиса. И уж ещё сложнее представить его в середине 90-х годов. Такое ощущение, что вне советской эпохи этот поэт существовать не мог. Так в общем-то и получилось. При этом он не просто перестал существовать, но и его музыка оказалась забытой до недавнего времени. Сможете вспомнить, когда слышали по радио бы песни Майка? Может быть они встречались вам в саундтреке к какому-нибудь фильму? Вот то-то же. Напомнил же о нём прекрасный фильм «Лето».
При этом очевидно, что он был первопроходцем и одним из тех людей кто сумел положить простые русские истории на обычный рок-н-ролл. В его текстах нет никакого протеста, то есть его нет и в большинстве других песен русского рока, но Майк даже не пытался с ним заигрывать. Он рассказывал о том, что его окружает. Как ни странно, для большинства аудитории действительность была такой же и потому его песни находили отклик. Проблема в том, что с началом перестройки на первый план вышли другие темы в песнях и тут Майк оказался словно вне системы.
То есть пока условный Кинчев или Борзыкин громогласно что-то вещали со сцены, Майк отошёл в сторонку. Увы, на свои позиции он так и не вернулся. И забыли его фактически под конец 80-х. Как раз в то время, когда рок музыка стала переживать подъём. Начались выпуски пластинок даже у Гражданской Обороны, но у Зоопарка пластинки выходили раньше. Группы стали ездить по всей стране с гастролями, но Майк и до всего этого объездил с концертами полстраны. Включая такие места как Петропавловск-Камчатский и Владивосток. Получается, что полноценной звездой он успел стать раньше всех и вроде как стремиться было не к чему. В этом видимо и кроется его главная трагедия.
Для любого музыканта важно ставить какие-то цели. Может быть звучит и цинично, но без них не будет продвижения вперед. Как минимум музыкант должен хотеть записать новый альбом. У Майка судя по всему с песнями начались проблемы под конец 80-х. Проблемы к сожалению, он стал решать с помощью традиционного русского способа, который его и сгубил.
После смерти Науменко было много разговоров об убийстве, но это никак не отменяло того факта, что уже при жизни о нём фактически забыли. Вчерашние друзья дружно рванули на стадионы, а Майка вроде, как и не было в информационном пространстве. Не было его и на сцене. Он не поехал во Францию и Германию как многие его друзья. Да, был период, что на волне интереса к русскому или вернее советскому року наши группы катались в другие страны, но Майку это было не нужно. Он был именно русским послом рок-н-ролла в неритмичной стране. И по всей видимости неплохо зная английский язык отдавал себе отчёт в том, что в условном Париже ему делать нечего. К слову успеха ни снискали там ни Кино, ни Аквариум. Майк же не стал даже пытаться.
Мне иногда становится очень интересно каким бы он был сейчас. Какие пел бы песни, но дело в том, что Майк продукт именно советской системы и представить его сейчас или в 90-е годы невозможно. Ему там не нашлось бы места. Судьбе было угодно сделать его посланником рок-н-ролла именно в Советском Союзе. Вместе с закатом той страны закончилась история и музыканта.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.