Найти в Дзене
Разноцветные грани

Художник Ян Крыжевский. Непростая судьба

В комментариях к статье о картинах Дмитрия Кустановича, посвящённых весне, зашёл разговор о том, что в 70-е годы довольно часто во дворах даже многоэтажных домов можно было увидеть сушащееся бельё, о том, что устанавливались специальные железные конструкции для этого. И вскоре после этого разговора попалась мне вот такая репродукция.

Ян Крыжевский. Весна на Айской. 1975 г. Холст, масло
Ян Крыжевский. Весна на Айской. 1975 г. Холст, масло

Именно такие конструкции и были когда-то у нас во дворе. А здесь, на картине, довольно простой сюжет. Но это бельё — своеобразный символ. Весеннего ветра, ветра перемен. И захотелось увидеть другие работы художника, узнать о его жизни.

Ян Крыжевский. Фото из статьи о художнике в Википедии
Ян Крыжевский. Фото из статьи о художнике в Википедии

Ян Юлианович Крыжевский родился 8 апреля 1948 года в Уфе. В родном городе он с 1965 по 1969 гг. обучался в Уфимском училище искусств. Затем, в 1970-1972 гг., учился в Риге, в Латвийской Академии художеств имени Т. Э. Залькална. Но Академию не закончил, был отчислен. Потом жил в Уфе до 1977 года.

Активная творческая деятельность Крыжевского началась в 1973 году. В 1975-ом он стал членом Союза художников СССР. В 1976 году получил первые премии Всероссийской и Всесоюзной выставок молодых художников за произведение "Новый день" ("Бело-голубой день") .

Ян Крыжевский. Новый день (Бело-голубой день)
Ян Крыжевский. Новый день (Бело-голубой день)

Эта картина, на которой изображена девушка-строитель, сидящая на бетонной конструкции строящегося дома, экспонировалась в Центральном выставочном зале в Москве. Казалось бы, работа полностью соответствовала требованиям социалистического реализма, воспевая человека труда и светлое будущее. Но многие видели в "Новом дне" христианские мотивы, что для середины 70-х было довольно смелым ходом.

Тщательно прорисованные полотна Крыжевского, созданные в 70-е и 80-е годы, на первый взгляд кажутся совершенно ясными и понятными. Но при этом картины неоднозначны, они отражали надежды и страхи людей, особенно молодого поколения. Крыжевский был довольно известным художником в СССР, репродукции его картин печатались в журналах. Припоминаю, что и я в школьные годы видела некоторые из них в "Юности".

Уходящим летом. 1977 г.
Уходящим летом. 1977 г.

Уехав из родной Уфы в 1977 году, Крыжевский до 1988 года жил и работал в Вологде, затем в Ярославле и Ленинграде. Вёл активную выставочную и организационную деятельность. В 1978-81 гг. являлся председателем молодёжной секции Вологодского отделения Союза художников РСФСР, был инициатором открытия в Вологде клуба молодых художников России.
Участвовал в организации многих региональных, республиканских и всесоюзных выставок. Сам активно выставлялся и в СССР, и за рубежом. Его работы экспонировались в Болгарии, Венгрии, Финляндии, Румынии, Германии, Монголии, Франции, Италии.

Творческий метод Яна Крыжевского называли по-разному: «документальный романтизм», «фотореализм», «метафизический реализм», «гиперреализм». И все эти определения верны. Стремясь с максимальной точностью отразить окружающий мир, художник также пытался показать и внутренние стороны человеческой личности, мотивы, движущие людьми.

К северной заре. Автопортрет. 1977 г.
К северной заре. Автопортрет. 1977 г.
Первый автобус. 1975-1982 гг.  Картон, темпера. 121 X 96 см. Вологодская областная картинная галерея
Первый автобус. 1975-1982 гг. Картон, темпера. 121 X 96 см. Вологодская областная картинная галерея

Сам Крыжевский в 80-е назвал своё творческое направление "трансреализмом", которое определил так:

"трансреальность – состояние души, способной почувствовать динамику полета, и реализуемое художником в виде соединения различных пластических структур в единое целое".

Разыскивая в сети репродукции работ Крыжицкого, на одном из сайтов я прочитала комментарий, автор которого писал, что картины художника ассоциируются у него со словами песни "Звенит высокая тоска, необъяснимая словами". И действительно, впечатление о многих работах Яна Юлиановича советского периода можно выразить именно так. Очень точно! Особенно о пейзажах.

Уфимские горизонты (Конец Архирейки). 1974-1975 гг. Оргалит, масло. 132 x 165 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова
Уфимские горизонты (Конец Архирейки). 1974-1975 гг. Оргалит, масло. 132 x 165 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова
Белые ночи Вологды. 1980-1981 гг. Холст, масло. 81x96 см. Вологодская областная картинная галерея
Белые ночи Вологды. 1980-1981 гг. Холст, масло. 81x96 см. Вологодская областная картинная галерея
Вид из окна. 1974 г.
Вид из окна. 1974 г.

В 1991 году Крыжевский уехал в Америку. Там он жил в Бруклине и поначалу успешно работал. В 1992 году его работы демонстрировались на крупнейшей выставке Нью-Йорка "Джакоб Джевитц центре". В этом же году картины Крыжевского выставлялись на аукционе "Сотбис".

Но что-то пошло не так... Увы, Крыжевский не смог в Америке добиться финансовой независимости, подчас не имел даже средств к существованию. Он подрабатывал в реставрационной мастерской, а когда она закрылась из-за кризиса, остался без денег. И без документов, которые, видимо, потерял. Начал бродяжничать.

В 2014 году живущая в России дочь художника Мария забила тревогу, и с помощью российского консульства, "Первого канала" ТВ и передачи "Мужское и женское", организовавших сбор средств, Ян Юлианович в декабре смог вернуться в Россию, в Уфу. Художник привёз с собой часть созданных в Америке картин. Но к сожалению, многие из его "американских" работ были утрачены или же их по разным причинам не удалось вывезти в Россию.

Мост острова Рузвельт. Ночной Нью-Йорк. Холст, масло
Мост острова Рузвельт. Ночной Нью-Йорк. Холст, масло
Вид с острова Рузвельт. Холст, масло
Вид с острова Рузвельт. Холст, масло

В Уфе Крыжицкого хорошо встретили, помогли устроиться, выделили мастерскую. По крайней мере, так писали в газетах. Через полтора месяца после возвращения художника на родину в уфимском художественном музее имени М.В. Нестерова была организована его персональная выставка, которую открывала министр культуры Башкортостана Амина Шафикова.

Художник был благодарен и полон творческих планов. Собирался творить и радовать земляков. Вот две из его работ, созданных после возвращения в Россию. Источник: сайт artageless.com

Старая Уфа. 2015 г. Холст, масло
Старая Уфа. 2015 г. Холст, масло
Крестовоздвиженский храм. 2015 г. Холст, масло
Крестовоздвиженский храм. 2015 г. Холст, масло

Казалось бы, всё хорошо, и трудный период в жизни Крыжевского закончился. Увы...Это не так. Вот какая новость размещена на городском портале Уфы в декабре прошлого года. "Ни денег, ни документов, ни семьи. Известный на весь мир художник из Уфы Ян Крыжевский бедствует".

В статье говорится, что Крыжевский живёт далеко не жизнью всемирно известного художника. В его квартире ужасные условия: нет ни продуктов, ни горячей воды. Только электричество и отопление. Проблемы с сантехникой: всё течёт. У художника нет денег на тёплую одежду и еду. Ест он, как говорит, "кто что даст". Пенсию не получает из-за отсутствия трудового стажа. При этом он болен, у него случаются провалы в памяти. И он считает, что только что вернулся из США.

Почему так вышло? Причин, наверно, много. Конечно, есть и вина самого художника, и окружающих, и родных людей. Но очень грустно, что вот так складывается судьба многих талантливых людей. Хочется надеяться, что Крыжевскому помогут. Ему нужен присмотр. Уфимцы, как говорится в упомянутой выше статье, собирают деньги, пытаются добиться, чтобы остаток жизни выдающийся художник провёл в достойных условиях, имел медицинскую помощь, еду и уход.

-14

Крыжевский всё ещё пишет. Но не на холстах, на которые нет денег, а на фанерах, дверях и досках.

И как бы там ни было, он выдающийся мастер. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, в музеях Уфы, Вологды, Петрозаводска, Ярославля и Новосибирска, а также в частных собраниях в России и за рубежом (в Австрии, Бельгии, США, Франции, Швеции, Финляндии).

Давайте в заключение посмотрим репродукции некоторых из работ Яна Крыжевского. И пожелаем, чтобы этот художник с непростой судьбой прожил оставшийся отрезок жизни в достойных условиях и мог творить.

Весна под Вологдой (Селиваново). 1987 г.
Весна под Вологдой (Селиваново). 1987 г.
Портрет Варлама Шаламова
Портрет Варлама Шаламова
Счастливый путь, Надежда! 1985 г.
Счастливый путь, Надежда! 1985 г.
Свет осени прощальный. 1983 г.
Свет осени прощальный. 1983 г.
Мой молодой человек. 1977 г.
Мой молодой человек. 1977 г.
Реалии. 1982-1984 гг.
Реалии. 1982-1984 гг.
День без перемен. 1982 г.
День без перемен. 1982 г.
Дверь в ночь. 1974 г.
Дверь в ночь. 1974 г.
Красная рубашка. 1973 г.  Картон, темпера. 72 x 49 см. Вологодская областная картинная галерея
Красная рубашка. 1973 г. Картон, темпера. 72 x 49 см. Вологодская областная картинная галерея
Меломан. 1980-е гг.
Меломан. 1980-е гг.
Вариации на тему. Портрет. 1981 г.
Вариации на тему. Портрет. 1981 г.
Над городом. 1980-1981 гг.
Над городом. 1980-1981 гг.
Дорога в степи. 1973-1974 гг.
Дорога в степи. 1973-1974 гг.
На краю континента. 1982-1983 гг.
На краю континента. 1982-1983 гг.
Ветер весны. 1975 г.
Ветер весны. 1975 г.
Счастливое лето. 1976 г.
Счастливое лето. 1976 г.