В комментариях к статье о картинах Дмитрия Кустановича, посвящённых весне, зашёл разговор о том, что в 70-е годы довольно часто во дворах даже многоэтажных домов можно было увидеть сушащееся бельё, о том, что устанавливались специальные железные конструкции для этого. И вскоре после этого разговора попалась мне вот такая репродукция.
Именно такие конструкции и были когда-то у нас во дворе. А здесь, на картине, довольно простой сюжет. Но это бельё — своеобразный символ. Весеннего ветра, ветра перемен. И захотелось увидеть другие работы художника, узнать о его жизни.
Ян Юлианович Крыжевский родился 8 апреля 1948 года в Уфе. В родном городе он с 1965 по 1969 гг. обучался в Уфимском училище искусств. Затем, в 1970-1972 гг., учился в Риге, в Латвийской Академии художеств имени Т. Э. Залькална. Но Академию не закончил, был отчислен. Потом жил в Уфе до 1977 года.
Активная творческая деятельность Крыжевского началась в 1973 году. В 1975-ом он стал членом Союза художников СССР. В 1976 году получил первые премии Всероссийской и Всесоюзной выставок молодых художников за произведение "Новый день" ("Бело-голубой день") .
Эта картина, на которой изображена девушка-строитель, сидящая на бетонной конструкции строящегося дома, экспонировалась в Центральном выставочном зале в Москве. Казалось бы, работа полностью соответствовала требованиям социалистического реализма, воспевая человека труда и светлое будущее. Но многие видели в "Новом дне" христианские мотивы, что для середины 70-х было довольно смелым ходом.
Тщательно прорисованные полотна Крыжевского, созданные в 70-е и 80-е годы, на первый взгляд кажутся совершенно ясными и понятными. Но при этом картины неоднозначны, они отражали надежды и страхи людей, особенно молодого поколения. Крыжевский был довольно известным художником в СССР, репродукции его картин печатались в журналах. Припоминаю, что и я в школьные годы видела некоторые из них в "Юности".
Уехав из родной Уфы в 1977 году, Крыжевский до 1988 года жил и работал в Вологде, затем в Ярославле и Ленинграде. Вёл активную выставочную и организационную деятельность. В 1978-81 гг. являлся председателем молодёжной секции Вологодского отделения Союза художников РСФСР, был инициатором открытия в Вологде клуба молодых художников России.
Участвовал в организации многих региональных, республиканских и всесоюзных выставок. Сам активно выставлялся и в СССР, и за рубежом. Его работы экспонировались в Болгарии, Венгрии, Финляндии, Румынии, Германии, Монголии, Франции, Италии.
Творческий метод Яна Крыжевского называли по-разному: «документальный романтизм», «фотореализм», «метафизический реализм», «гиперреализм». И все эти определения верны. Стремясь с максимальной точностью отразить окружающий мир, художник также пытался показать и внутренние стороны человеческой личности, мотивы, движущие людьми.
Сам Крыжевский в 80-е назвал своё творческое направление "трансреализмом", которое определил так:
"трансреальность – состояние души, способной почувствовать динамику полета, и реализуемое художником в виде соединения различных пластических структур в единое целое".
Разыскивая в сети репродукции работ Крыжицкого, на одном из сайтов я прочитала комментарий, автор которого писал, что картины художника ассоциируются у него со словами песни "Звенит высокая тоска, необъяснимая словами". И действительно, впечатление о многих работах Яна Юлиановича советского периода можно выразить именно так. Очень точно! Особенно о пейзажах.
В 1991 году Крыжевский уехал в Америку. Там он жил в Бруклине и поначалу успешно работал. В 1992 году его работы демонстрировались на крупнейшей выставке Нью-Йорка "Джакоб Джевитц центре". В этом же году картины Крыжевского выставлялись на аукционе "Сотбис".
Но что-то пошло не так... Увы, Крыжевский не смог в Америке добиться финансовой независимости, подчас не имел даже средств к существованию. Он подрабатывал в реставрационной мастерской, а когда она закрылась из-за кризиса, остался без денег. И без документов, которые, видимо, потерял. Начал бродяжничать.
В 2014 году живущая в России дочь художника Мария забила тревогу, и с помощью российского консульства, "Первого канала" ТВ и передачи "Мужское и женское", организовавших сбор средств, Ян Юлианович в декабре смог вернуться в Россию, в Уфу. Художник привёз с собой часть созданных в Америке картин. Но к сожалению, многие из его "американских" работ были утрачены или же их по разным причинам не удалось вывезти в Россию.
В Уфе Крыжицкого хорошо встретили, помогли устроиться, выделили мастерскую. По крайней мере, так писали в газетах. Через полтора месяца после возвращения художника на родину в уфимском художественном музее имени М.В. Нестерова была организована его персональная выставка, которую открывала министр культуры Башкортостана Амина Шафикова.
Художник был благодарен и полон творческих планов. Собирался творить и радовать земляков. Вот две из его работ, созданных после возвращения в Россию. Источник: сайт artageless.com
Казалось бы, всё хорошо, и трудный период в жизни Крыжевского закончился. Увы...Это не так. Вот какая новость размещена на городском портале Уфы в декабре прошлого года. "Ни денег, ни документов, ни семьи. Известный на весь мир художник из Уфы Ян Крыжевский бедствует".
В статье говорится, что Крыжевский живёт далеко не жизнью всемирно известного художника. В его квартире ужасные условия: нет ни продуктов, ни горячей воды. Только электричество и отопление. Проблемы с сантехникой: всё течёт. У художника нет денег на тёплую одежду и еду. Ест он, как говорит, "кто что даст". Пенсию не получает из-за отсутствия трудового стажа. При этом он болен, у него случаются провалы в памяти. И он считает, что только что вернулся из США.
Почему так вышло? Причин, наверно, много. Конечно, есть и вина самого художника, и окружающих, и родных людей. Но очень грустно, что вот так складывается судьба многих талантливых людей. Хочется надеяться, что Крыжевскому помогут. Ему нужен присмотр. Уфимцы, как говорится в упомянутой выше статье, собирают деньги, пытаются добиться, чтобы остаток жизни выдающийся художник провёл в достойных условиях, имел медицинскую помощь, еду и уход.
Крыжевский всё ещё пишет. Но не на холстах, на которые нет денег, а на фанерах, дверях и досках.
И как бы там ни было, он выдающийся мастер. Его работы хранятся в Третьяковской галерее, в музеях Уфы, Вологды, Петрозаводска, Ярославля и Новосибирска, а также в частных собраниях в России и за рубежом (в Австрии, Бельгии, США, Франции, Швеции, Финляндии).
Давайте в заключение посмотрим репродукции некоторых из работ Яна Крыжевского. И пожелаем, чтобы этот художник с непростой судьбой прожил оставшийся отрезок жизни в достойных условиях и мог творить.