Найти тему

Как стать подводным фотографом: часть первая

Грациозные морские ангелы, юркие креветки и переливающиеся всеми цветами радуги нереисы — лишь небольшой список моделей Александра Семенова, всемирно известного подводного фотографа-биолога, популяризатора науки и начальника водолазной службы Беломорской биологической станции (ББС) МГУ. В первой части нашего цикла статей Александр расскажет о том, как начал снимать обитателей северных (и не только) морей, бросил перспективную digital-профессию и уехал на полярный круг, а затем сделал хобби приносящей реальный доход работой.

Александр Семенов
Александр Семенов

После первого курса университета я приехал на ББС на полевую студенческую практику и там впервые увидел настоящих водолазов: это были молодые красивые ребята, местные супергерои, которые ныряли пару раз в неделю и приносили из моря разных прекрасных и необычных беспозвоночных. Я очень впечатлился их работой, набрался смелости и решил напроситься в команду. Узнав, что для этого нужно, я прошел дайверские курсы в Подводном клубе МГУ, получил корочку и к третьему курсу, на своей следующей полевой практике, стал полноправным членом команды — меня даже отпрашивали с учебных занятий, которые я с удовольствием прогуливал в море. Во многом из-за того, как радушно и хорошо меня приняли в команде и «взяли под крыло», я влюбился в научный дайвинг.

В последний год обучения в университете я подумал, что наукой заниматься больше не хочу, но при этом мне ужасно нравилась околонаучная тусовка, да и морская биология как таковая тоже интересовала, просто не хотелось возиться с мозгами кальмаров и писать статьи. При этом у меня уже была крутая профессия, потому что параллельно с обучением в университете я работал с трехмерной графикой, получал более чем приличные деньги — до двух тысяч долларов в месяц — и меня ждали в нескольких крупных студиях сразу после выпуска. Я до последнего думал, что всю свою жизнь буду делать спецэффекты для голливудских блокбастеров, но получилось все не так: я устроился на биостанцию старшим лаборантом на какую-то смешную зарплату и уехал на полярный круг на свои первые четыре месяца.

Фактически я был младшим водолазом в команде: страховал погружения с лодки, нырял с более опытными товарищами, учился водить моторку и собирать материал. Ныряя с водолазной командой и все лучше узнавая подводный мир, я видел, как сильно отличаются животные в море от тех, что нарисованы в старых учебниках, и мне ужасно захотелось запечатлеть их такими, какие они есть на самом деле. Я забрал у папы камеру — на тот момент не самую лучшую, но уже цифровую, — отвез ее на ББС и начал снимать в лаборатории животных, которых вытаскивал из моря. Когда большую часть жизни ты занимаешься трехмерной графикой, где на одну сцену тратишь две недели, чтобы сделать что-то приличное, было поразительно всего одним нажатием кнопки получать готовую картинку. Я фотографировал животных в чашке Петри, с каким-то трясущимся штативом, без нормальных вспышек — скручивал светильники с микроскопов и собирал все светящееся по станции, буквально на коленке учился снимать и методом тыка разбирался, зачем какая кнопка нужна. Спустя три месяца попыток снять что-то хорошее я показал несколько удачных снимков директору биостанции. Посмотрев на них и на мой энтузиазм (мне это все безумно нравилось!), он предложил мне заняться подводной съемкой и одобрил покупку новой камеры, тем более что нашу старую камеру старшие водолазы в этот год в очередной раз утопили.

На следующий год я стал нырять уже намного активнее и помимо основной водолазной работы (добыча животных по заявкам от преподавателей и ученых), я начал снимать под водой практически каждый день, иногда даже ныряя по два раза. В это же время мы решили начать работу над новой книгой — иллюстрированным атласом-определителем флоры и фауны Белого моря, так что я снимал всех, до кого мог дотянуться, с разных сторон и во всех деталях. В итоге около 80% фотографий в атласе оказались мои, я же его и верстал от корки до корки, попутно штудируя всю информацию про местную фауну. На работу у меня ушло около двух лет, за это время я очень неплохо набил руку и, конечно, накопился приличный архив изображений животных, каким может похвастаться далеко не каждый морской биолог. Я подумал, что если у меня есть уникальная коллекция, то кому-то она наверняка нужна, и вбил в Google «топ-3 журналов о дикой природе», написал им и прикрепил ссылку на свои фотографии. Через пару часов мне в ответ прилетело предложение от BBC Focus на печать моего снимка на двойном развороте и очень хороший гонорар.

Я понял, что мое увлечение может приносить реальные деньги, и стал пробовать все возможные способы их заработать: делал календари и открытки, писал статьи в коммерческие журналы, стал сотрудничать с фотобанками и медиа-агентствами. Параллельно с этим я активно занялся популяризацией — начал вести свой блог и соцсети, подготовил несколько научно-популярных лекций, организовывал выставки вместе с музеями и писал много бесплатных статей везде и всюду. Оказалось, многим действительно интересно читать и слушать истории про подводный мир, иллюстрированные красивыми картинками и рассказанные не академическим языком, а популярно и от первого лица. Благодаря соцсетям и накапливающимся там историям, мне потихоньку начали писать разные люди из больших компаний, которые предлагали сделать что-то совместное.

За первые пять лет я стал достаточно известным профессиональным фотографом и рассказчиком, успел поездить по России и миру, прочитать лекции президентам двух стран и превратить хобби в полноценную работу, которой начал неплохо зарабатывать. На биостанции я стал начальником водолазной службы и не только не ушел из Московского университета, но и получил полную поддержку своих популяризаторских амбиций, и многие совместные проекты и съемки документальных фильмов мы делаем при помощи и поддержке МГУ. Мне как-то очень радостно от этого факта, и я действительно горжусь, что тружусь в родном университете, работая над проектами мирового уровня.

В следующей части Александр расскажет о технической стороне профессии — какая нужна техника, где искать животных для съемки, — а также о том, как стать подводным фотографом-биологом.