Найти в Дзене

ТЕХНИКИ ИАЙДЗЮЦУ (ИАЙДО), НАЧИНАЮЩИЕСЯ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ

Фото 9-13. Представитель Сэкигути-рю иайдзюцу демонстрирует эффектное прыжковое действие из пложения сидя с одновременным нукиучи (фотографии автора).
Фото 9-13. Представитель Сэкигути-рю иайдзюцу демонстрирует эффектное прыжковое действие из пложения сидя с одновременным нукиучи (фотографии автора).

Воин, как ожидалось, должен быть в состоянии справиться с нападением в любое время. Таким образом, существование боевых приемов, как оборонительных, так и наступательных по своей природе, в которых исполнитель начинает технику из положения сидя, не так необычны, как можно было бы подумать. Например, многие школы дзюдзюцу включают такие техники в свою учебную программу и широко известны как идори или суваривадза. Также во многих ранних школах дзюдзюцу есть техники, начинающиеся с положения сидя, в которых один или оба участника используют кинжалы и короткие мечи. В Такэноути-рю, которую часто считают старейшей школой дзюдзюцу, такие техники начали использоваться с момента ее создания в первый год Тэнбун (1532). Они являются частью искусства когусоку коси-но мавари, упомянутого в главе 2. Такэноути-рю также включает иайдзюцу в свою учебную программу. Другой школой, в которой преподавали когусоку коси-но мавари, является Катаяма Хоки-рю (片山伯耆流) или коротко Хоки-рю (伯耆流). В настоящее время Хоки-рю в основном известна как школа фехтования, особенно иайдзюцу. Первоначально, однако, большая часть учебной программы состояла из приемов, подобных дзюдзюцу, созданных по образцу Такэноути-рю. Что интересно в Хоки-рю, так это то, что в одной школе сочетаются искусство когусоку коси-но мавари и искусство иайдзюцу из двух разных источников. Что еще более интересно, так это то, что её основатель Катаяма Хоки-но Ками Хисаясу (1575-1650) был учеником как Такэнути Хисамори, основателя Такэнути-рю и создателя искусства когусоку коси-но мавари, так и, возможно, у Хаясидзаки Дзинсукэ, которого часто называют создателем иайдзюцу. Еще одной ранней школой дзюдзюцу, включающей как когусоку, так и иайдзюцу, является Сэкигути Синсин-рю, основанная Сэкигути Удзимунэ Дзюсин. Что касается иайдзюцу, то Дзюсин тоже был учеником Хаясидзаки Дзинсукэ. Техники когусоку коси-но мавари, включая версии в положении сидя, были разработаны опытными воинами из практической необходимости. Идори или суваривадза в дзюдзюцу тоже имели практическую цель, так как они были специально предназначены для боя в помещении. Однако, что касается техник дза-иай, не все авторитеты согласны с тем, что они выполняли реалистичную функцию, и мнения о том, почему они были разработаны и применялись, также различаются.

-2

Типичная техника дза-иай начинается с того, что представитель иай занимает позицию сидя. В какой-то момент он обнажает свой меч и наносит удар одному или нескольким противникам, либо в качестве ответа на атаку, либо в качестве упреждающего удара. В самой простой форме возможно, что представитель иай остается на месте и даже не сдвигается со своего места вообще. Однако чаще всего исполнитель выполняет фумидаси (выход) одной ногой (обычно правой) при выполнении нукиути, а затем либо снова скользит вперед, либо меняет ноги на месте при выполнении последующего действия. Некоторые школы используют эффектные прыжки при выполнении нукиути (фото 9-13) или делают тобитигаэ, чтобы сменить положение ног (фото 9-14) перед выполнением кириороси. Тобитигаэ не только позволяет исполнителю быстро сменить работу ног, но и может увеличить рубящую силу удара с его помощью. В других школах исполнитель всегда ставит одно колено на пол, когда меняет свое положение, чтобы оставаться в низком положении, и не ударить мечом в потолок, поднимая его над головой во время поединка в помещении. Естественно, также возможно выполнить последующее действие из положения стоя. Во всяком случае, обычно техника заканчивается, когда исполнитель иай, вложив меч в ножны, снова возвращается в исходное положение и снова садится. Усложняющими факторами для представителя иай могло быть место, где он сидел, и какие-либо предметы, которые могли помешать его действиям, сидел ли он на дзабутон (подушка для сидения) или нет. Говорят, что, поскольку сидение в сэйдза (способ сидеть на коленях, поджав ноги под ягодицы) на дзабутон делало техники иай менее эффективными, некоторые представители иай избегали этого, если это было возможно. С другой стороны, я также знаю и изучил техники, которые следует использовать именно в такой ситуации. В одной из таких техник представитель иай сидит на подушке, но таким образом, чтобы его пальцы ног выходили за её край. Столкнувшись с внезапной атакой, вместо того, чтобы попытаться выполнить нукиути и сделать шаг вперед правой ногой, в то время как левое колено остается на неустойчивой подушке, фехтовальщик, использующий укэми из дзюдзюцу, отбрасывает свое тело назад, слегка поворачивая его вправо. Падая назад, он подхватывает подушку одной ногой и пинает ее в лицо нападающему. В то же время он также обнажает свой меч и при необходимости использует его для парирования атаки, а затем быстро наносит удар в направлении своего противника.

Фото 9- 15. Представители Мусо Синдэн Хаясидзаки Сигэнобу-рю Цумэтай, демонстрирующие куми-иай с вакидзаси (Фотографии автора)
Фото 9- 15. Представители Мусо Синдэн Хаясидзаки Сигэнобу-рю Цумэтай, демонстрирующие куми-иай с вакидзаси (Фотографии автора)

В любом случае, как и в случае с тати-иай, представитель иай обучен иметь дело с противниками, идущими с любого направления, и существует множество вариаций техник. На самом деле большинство школ иай включают дза-иай в свою учебную программу. Два исключения, которые приходят на ум, - это Синдо Мунэн-рю (神本無念流) и Кагэ-рю (景流).

Есть те, кто придерживается мнения, что у дза-иай мало или вообще не имеет боевого применения, и что это скорее упражнение, чем реалистичная форма. Те, кто поддерживает эту точку зрения, часто утверждают, что в помещении у самурая не было катаны за поясом, и он был вооружен только вакидзаси или даже танто. По той же причине некоторые предполагают, что иай в положении сидя, возможно, предназначался для выполнения с помощью вакидзаси, а не с помощью катаны. Также утверждается, что иай в основном выполняется только с одним мечом за поясом, при том, что самурай обычно был вооружен двумя мечами. В тех случаях, когда у самурая за поясом был только один меч, обычно это был вакидзаси, это также используется в качестве аргумента в поддержку предположения, что иай предназначалось для вакидзаси. Как отмечалось ранее, Мусо Синдэн Хаясидзаки Сигэнобу-рю Цумэай владеет приемами из положения сидя, выполняемыми с помощью вакидзаси (фото 9-15). Еще одно часто слышимое замечание, касающееся дза-иай, заключается в том, что сэйдза - это «мертвая» позиция, которая не позволяет быстро двигаться. Поэтому техники иай, начинающиеся с сэйдза, не воспринимаются как боевые. Наконец, есть также те, кто придерживается мнения, что использование дза-иай демонстрирует влияние школ дзюдзюцу, которые традиционно часто включали техники, начинающиеся из положения сидя.

-4

Сами по себе, вышеупомянутые наблюдения за дза-иай, кажутся очень правдоподобными, однако это не означает, что они обязательно верны. Несомненно, верно, что сэйдза - относительно «мертвая» поза, и, по общему признанию, есть более подходящие исходные положения для этих техник. Сэйдза используется во многих школах иай, вероятно, не из-за её боевых достоинств, а потому, что под влиянием правил этикета школы Огасавара этот способ стал официальным способом занятия самураями положения сидя в помещении в период Эдо. Вполне возможно, что именно потому, что это относительно «мертвая» поза, которая нарушает кровообращение в ногах и заставляет их неметь, когда человек сидит в ней долго, она была выбрана в качестве формального способа сидения. Гость, которого заставили долго ждать, сидя в сэйдза, прежде чем он был принят хозяином, представлял меньшую угрозу. Для тех, кто считает это объяснение надуманным, есть и другие примеры того, как правила этикета фактически использовались для ограничения мобильности воина. Например, в период Эдо воинам, которые имели аудиенцию у сёгуна или должны были выполнять придворные обязанности, не разрешалось бегать по дворцам или замкам, а если они это делали, то могли быть наказаны. Чтобы им было еще труднее бежать и, следовательно, представлять потенциальную угрозу для сёгуна, правила придворного этикета требовали, чтобы они носили нагабакаму, то есть хакаму с длинными штанинами, которые простирались дальше ступней. Однако, чтобы увеличить свои шансы выживания в случае нападения, некоторые воины использовали особый способ вставлять свои короткие мечи в нагабакама. Меч вставлялся таким образом, чтобы при появлении признаков опасности воин мог сдвтнуть ножны своего короткого меча, а затем одним движением вперед перерезать шнуры нагабакама. Затем хакама падала на пол, и таким образом воин вновь обретал свободу движений и был готов сражаться в более выгодной позиции. С техниками из сэйдза ситуация не отличалась. Техники дзюдзюцу или техники владения мечом, которые начинались из сэйдза, были разработаны потому, что воину нужно было помнить, что, возможно, однажды ему придется сражаться из этой, по общему признанию, менее выгодной позиции. Одним из примеров школ иай, в которой под влиянием этикета школы Огасавара преподавались только техники, начинающиеся из сэйдза, является Омори-рю (大森流), созданная Омори Рокуродзаэмон Масамицу.

Еще одна вещь, на которую я хотел бы обратить внимание, — это то, что в целом сэйдза была не единственным способом сидеть, используемым в дза-иай. Более старые способы включают такие позиции, как татэхидза, исики сувари, одза и другие, подробнее о которых я расскажу позже. Что касается того, что в помещении самурай не носил свой длинный меч за поясом, и что дза-иай с катаной, возможно, является скорее формой практики, чем реальной формой, или что в дза-иай использовался вакидзаси, также необходимо учитывать ряд вопросов. Во-первых, правда то, что в период Эдо при обычных обстоятельствах воин вынимал свой длинный меч из-за пояса, когда входил в помещение. Однако были и исключения. Отправляясь в дом собрата-воина по официальным делам, например, чтобы сделать ему выговор от имени своего господина или заставить его взять на себя ответственность за свои действия, заставив его совершить сэппуку (ритуальное самоубийство), самурай, ожидающий неприятностей, не вынимал свой длинный меч из-за пояса, даже когда входил или садился. В таких случаях он держал свой меч наготове, чтобы при необходимости обнажить его в стиле иай. Если самурай, которого заставляли совершить сэппуку, сопротивлялся, его могли зарубить на месте. Самурай, посланный по официальному делу, действовал по приказу или воле своего начальника (дзёи), и акт убийства сопротивляющегося товарища-самурая назывался дзёи ути, «удар/убийство по высшему приказу». Эта концепция все еще преподается в некоторых школах иай (например, Энсин-рю). Второе замечание, которое я хотел бы сделать, заключается в том, что техника иай, начинающаяся из положения сидя, не обязательно предназначена только для использования в помещении. Часто сидячие техники иай воспринимаются как иай для использования внутри помещений, но это также неверно. Сэйдза была формальным способом самурая сидеть в помещении в период Эдо, но некоторые из ранее упомянутых способов сидения использовались и на открытом воздухе, например, татэхидза и одза. В татэхидза («стоячие колено») воин опирается левым коленом на пол, а другое поднято (фото 9-16). Этот способ сидения также использовался на открытом воздухе и даже на поле боя, например, когда кто-то высматривал врага и ему нужно было сохранять низкую позицию. Татэхидза также можно было использовать, когда человек был одет в доспехи. Другим способом сидения, который можно было использовать, будучи облаченным в доспехи, была позиция одза или «большой стул» (фото 9-17). Такой способ сидения можно было использовать, когда человек находился вдали от поля боя, например, в боевом лагере. В настоящее время подавляющее большинство школ иай преподают дза-иай из сэйдза, но до того, как этот способ сидения стал преобладающим, также использовались татэхидза и одза. Естественно, верно и то, что по мере развития иайдзюцу при разработке новых техник не всегда учитывалась боевая направленность. В период Эдо некоторые рассматривали иайдзюцу как средство оттачивания ума и развить свой характер. Во всяком случае, с помощью этого объяснения я надеюсь прояснить некоторые заблуждения, существующие в отношении дза-иай, или предоставить новые возможности взглянуть на него.

Продолжение следует...

ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ, САМУРАЯХ И НИНДЗЯ

В ГРУППЕ «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

Источник: Серж Мол. Классическое фехтование Японии

ИСКУССТВО ИАЙ, НАЧАЛО:

ИАЙДЗЮЦУ и БАТТОДЗЮЦУ. В ЧЁМ РАЗНИЦА?
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ16 апреля 2022