Этот натюрморт остался бы рядовой работой художника Хосе Фелипе Парра Пике, не присутствуй на нём злобного вида котейка, вскарабкавшийся на дыню. Работой крайне профессиональной и эстетичной, но (будем честны) совершенно «плоской» по сюжету и предсказуемой по настроению.
За тщательной проработкой границ и контрастов, за чередой изящных отсветов и таинственных теней просматриваются старые-добрые символы, «перекочевавшие» в работу мастера прямиком с полотен великих предшественников. Того же Луиса Эухенио Мелендеса, например. Истолковать их совсем нетрудно; эзопов язык цветов с плодами и сосудов с корзинами для европейской живописи тех времён был универсален.
Тут Вам и бренность бытия вперемешку с её же искушающей сладостью, и тема изобилия пополам с мотивом скоротечности, и соседство плотского и духовного начала. А уж влияние такого жанра как бодегон и вовсе виден невооружённым глазом. Всё то, что призвано усладить взор и занять неспешное течение мыслей очередного вельможи или нувори́ша, возжелавшего украсить сим натюрмортом обеденную залу.
И вдруг — Он! Сердитый Котик. Вносящий дискомфорт бело-рыжий нахал с амбицией в глазах и напряжением в пластике. Заставляющий забыть испанскую традицию XVIII столетия и вспомнить золотой век голландской живописи века XVII-го. А то и XVI-го. Кстати говоря, получается забавный парадокс: именно избавление от испанского владычества создало предпосылки для рождения голландского натюрморта как самостоятельного феномена европейской живописи. Сделавшего присутствие зверей и птиц нормой для этого жанра. Многообразная фауна была тем резонёром, при помощи которого художники союза нидерландских провинций предавали политический и социальный окрас своим фруктово-цветочным композициям.
Вообще говоря, термин «натюрморт» зачастую трактуют превратно. Любителей живописи вводит в заблуждение прямой перевод этой синтагмы с французского языка. В этом смысле английский термин «still life» (дословно: «спокойная жизнь») смотрится точнее. Но какая уж тут «спокойная жизнь», когда с картины прямо Вам в глаза глядит бело-рыжий бесёнок, недвусмысленно занявший стратегическую высоту и принявший боевую стойку?
Словом, мы несколько смущены и скорее склонны довериться Вашему мнению, дорогой читатель, чем строить самостоятельную гипотезу. Знай мы о творчестве и взглядах почётного академика Пике чуть меньше —заподозрили бы на данном полотне некое морализаторство. Живописное заявление о том, что сладкая жизнь ведёт к расплате за грехи. Ибо в католической традиции котов нередко изображали аватарами Антихриста. Ну или решили бы, что речь идёт о теме постепенно утраты Испанией заморских колоний, которые мог бы символизировать собою обильный стол. В таком случае котейка, самопровозглашающий себя их хозяином, вполне тянет на карикатурное изображение Британии.
Однако, такие рассуждения концептуально отрицаются простым сравнением с прочими натюрмортами нашего героя. Спокойными и элегичными «многоцветными сиестами» без тени намёка на внутренний конфликт. Уж скорее мы поверим в то, что художник решился на прямое подражание кому-то из голландских классиков золотого века, скопировав не мысль, но атмосферу понравившегося полотна.
Будем ждать Ваших версий об этой картине, дорогой читатель. Благо простор для фантазии она открывает необычайный. Ну или давайте просто насладимся галереей работ этого прекрасного испанского живописца. Приятного Вам просмотра.
🎯 Ваша подписка на канал «Живопись». Спасибо!
#культурология #культура #изобразительное искусство #искусство #современное искусство #литература