Найти тему
Вечерний Лошманов

Парад трамваев-2022, или Как попасть в депо имени Баумана

Два года не проводился в Москве парад трамваев, и вот объявили, что 16 апреля он снова состоится. Только на этот раз решили не вывозить их на Чистопрудный бульвар, а провести его на участке между депо имени Баумана и Останкинским прудом. И ещё придумали пустить всех желающих в депо.

Так что мы с моим сыном Ваней — огромные фанаты трамваев — отправились в то промозглое утро на улицу Сергея Эйзенштейна, где у выезда из депо, прямо под монорельсом, собралась внушительная толпа.

Долго ждали мы под моросящим дождём, а трамваи всё никак не выезжали. Зато можно было заглянуть через забор и посмотреть, как это депо устроено. И даже разглядеть вдали готовые к параду старинные вагоны.

-2

Нетерпение нарастало, все уж держали наизготовку свои телефоны и камеры — и наконец ворота отъехали.

-3

Из депо вырвался трамвай Ф, то есть фонарный, Путиловского завода — и покатил в сторону Останкино. Следом за ним выехали пять или шесть вагонов. И всё закончилось.

«Как же так? — недоумевали мы и другие зрители. — И ради этого мы торчали битый час то ли под снегом, то ли под дождём?» Но потоптавшись немного, толпа двинула к Сельскохозяйственной улице, где у депо имени Баумана главный вход: когда трамваи съездят в Останкино и вернутся, должны были открыть ворота там. И их действительно открыли.

Войдя в депо, мы увидели плакат, которым оно встречает всех водителей, то есть вагоновожатых.

А дальше почти сразу начались чудеса. Сначала мы увидели троицу, в которой был обычный теперь для Москвы тверской «Витязь-М» — и два трамвая совсем необычных.

Прежде всего — французский Alstom Citadis 301, который хотели было закупить, а потом передумали.

Рядом с ним стояла совсем редкость: макет футуристического трамвая Russia One, он же R1, придуманного «Уралтрансмашем» и ОКБ «Атом». Помните, возможно, — прогремел несколько лет назад, а точнее, в 2014-м. Мы тогда же видели его на выставке «ЭкспоСитиТранс» на ВДНХ — и внутри побывали.

Выглядит R1 красиво, но он непрактичный, неудобный и небезопасный. И в обычную городскую среду совсем не вписывается, что как раз можно было увидеть, когда он стоит на улице, а не в выставочном павильоне. В серию трамвай не пошёл, макет долго пылился на заводе в Екатеринбурге — и с прошлого года находится в Москве.

А чуть поодаль стояли 15 трамваев разных времён и назначений, которые раньше приезжали на парад на Чистые Пруды. Готовая экспозиция для музея трамваев, о котором давно говорят, но который всё никак не появляется. (Здесь, на Сельскохозяйственной, был одно время Музей общественного транспорта, с трамваями, но потом его закрыли.)

Мы первым делом подошли к трамваю снегоочистительному, потому что он наш герой. Когда Ваня был маленьким, мы сочиняли с ним вместе сказки про трамвайчика Ваню, который был как раз снегоочистительным и который в этих сказках где-то только не побывал — однажды даже в Южной Африке.

В общем, надо было Ване с Ваней поздороваться.

Внутрь него мы не попали: там было многолюдно, а очередь к нему была едва ли не самой длинной. Зато побывали в других трамваях, пассажирских и служебных, а на какие-то просто посмотрели.

Побывали, в частности, в поливомоечном вагоне на базе Tatra T3. Кажется, что какая-то тайна есть в служебных вагонах, которую не разгадать, пока не побываешь внутри. Но тайна там простая: внутри стоят два больших пластиковых бака для воды — и тесные проходы.

В двух вагонах увидели билетные аппараты. Один неудобный, полуавтоматический: помню, были и у нас такие в арзамасских автобусах — рвали билеты посередине и вообще были сварливыми.

А второй — наверное, невозможный сейчас: когда бросаешь внутрь прозрачного ящика монеты и потом сам откручиваешь себе билет. «Лучший контроль — совесть пассажира», — писали тогда в общественном транспорте.

Потом походили ещё, посмотрели на трамваи и на людей, которые смотрели на трамваи и штурмовали их, как будто ни разу в жизни трамваи не видели.

А потом мы решили: трамваи мы уже видели и сегодня, и на других парадах, где тоже вели себя, как будто не видели трамваи ни разу в жизни, — но вот в трамвайном депо мы на самом деле впервые. Надо пользоваться возможностью.

И мы пошли рассматривать разные детали и пути с вагонами.

Увидели также человечный памятник сотрудникам депо, погибшим во время Великой Отечественной. Смотришь на лицо этого солдата, и видишь, что это простой человек, совсем не герой, — вагоновожатый, и может быть, слесарь, и он скорбит.

-14

Потом Ваня сказал: «Смотри, КТМ-5, самый массовый трамвайный вагон в мире!» И действительно, это был он, а точнее, они: два вырубленных как будто зазубренным топором произведения Усть-Катавского вагоностроительного завода.

В Москве эти вагоны на маршруты никогда не выходили, и эти два тоже не пассажирские, а служебные: рельсошлифовальные. Сотрудники депо выгоняли из них трамвайных фанатов, сдвинувших двери и попавших ради экстаза внутрь.

Рядом, с одним из «Витязей», возможно, неисправным, стоял ещё один усть-катавский трамвай — КТМ-8, буксирный.

Один настырный любитель и туда сумел найти ход — отжал дверь и гордо позировал рядом с поднятым вверх большим пальцем: «Ставьте лайки!»

Мы же сквозь неиссякающую толпу у выставки трамваев пошли обратно к выходу, где встретили садового гнома, который всегда хотел работать в трамвайном депо.

-17

И ему повезло!

_________________________________________

В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.