Картины, созданные в технике ошибана, всё же не живопись в привычном смысле слова. Хотя это искусство иногда и называют флористической живописью. Скорее, это аппликация. Работы выполняются из целых листьев, их фрагментов, лепестков, травинок. Казалось бы, всё просто: берём кусочки растительно материала пинцетом, переворачиваем на изнаночную сторону, намазываем клеем ПВА с помощью кисточки или зубочистки (если фрагмент очень маленький) и приклеиваем к основе. Затем прижимаем хорошенько, вытираем следы лишнего клея. И так шажок за шажком. А потом кладём под пресс.
Если картинка простенькая, скажем, какая - нибудь цветочная композиция, то можно обойтись и без предварительного рисунка - эскиза. Сам материал даст вам подсказку, поведёт в нужном направлении. Но если вы задумали создать нечто посерьёзнее, допустим, пейзаж или натюрморт, то тут не обойтись без продумывания композиции и предварительных карандашных набросков. Умеете рисовать -- очень хорошо. Но даже если вы ни разу после школьных уроков рисования не брали карандаши и кисточки в руки, не беда. Многие листья и цветы сами по себе уже настоящие произведения искусства. Достаточно "приладить" их к нужному месту -- и вот уже кое - что получилось.
Но всё же, чем больше вы будете погружаться в это творчество, тем больше будете ощущать потребность познакомиться с основными законами и принципами изобразительно искусства. Почитайте статьи в интернете, посетите сайты художников, дающих мастер - классы по живописи. В дальнейшем вам очень пригодятся знания о линейной и воздушной перспективах, о законах светотени, объёма и т. п.
Если в двух словах, линейная перспектива основана на видимом изменении величины различно удалённых предметов. По её правилам, вблизи предметы на картине изображаются большими, вдали -- малыми.
Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаления предмета и погружении его в воздушную среду изменяются его внешние черты. Очертания теряют чёткость, ясность, становятся мягкими, расплывчатыми. Все цвета на расстоянии меркнут, цветовые различия смягчаются. Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно тоже смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один тон. Фактура и мелкие детали поглощаюся, скрадываются. Предметы на расстоянии приобретают обобщённый характер, становятся плоскими.
Чтобы передать иллюзию объёма на плоскости, нужно помнить о светотени, которая состоит из блика, света, полусвета, собственной тени, рефлекса и падающей тени.
А лучше всего научитесь наблюдать своими глазами за реальным миром: как меняется светотень и при каких условиях.
Я никогда не училась рисованию, редко бывала на художественных выставках. Но я всегда любила природу: леса, поля, луга с разнообразными цветами и травами, сад и огород, речки и пруды... Восхищалась этой красотой. Писала стихи о природе. И как - то незаметно, уже на пенсии, пришла к новому для себя творчеству -- живописи из растений. Оказалось, это очень увлекательное дело.
Одной из первых моих картин была "Сова". Просто увидела в интернете картинку -- сидит сова на дереве. И так захотелось её изобразить. Для облегчения задачи я даже применила одну хитрость: взяла кусок тонкой бумажной полупрозрачной кальки, наложила его на экран монитора ноутбука и обвела эту сову по контуру. Наметила, где должны быть глаза, клюв, крылья. Затем вырезала птицу по этому контуру на кальке, прикинула, какие у меня есть материалы и будет ли их достаточно, чтобы сделать сову. А потом начала наклеивать прямо на кальку, начиная с хвоста, осенние листочки тигровой лилии, имитирующие перья, и кусочки лилейника. Верхние листочки слегка прикрывали нижние. И так рядами, снизу вверх.
С хвоста перешла на крылья, так же прикрывая последующими ярусами листочков предыдущие, нижние. И так до самой головы. Подобную процедуру я проделала и с оперением живота, только из лепестков ромашки нивяник. Голову изготовила в последнюю очередь. Затем перевернула полученную картинку, обрезала все выступающие за контур части листьев. После этого вытерла лишний клей и положила получившуюся птичку под гнёт.
Занялась фоном и деревом. Их я наклеивала уже сразу на основу, на арголит. Место, где должна будет расположиться сова, оставила не заклеенным. Туда, после полного высыхания птицы, я её и приклеила.
Конечно, получилась не копия -- копию в этом виде творчества сделать, наверное, невозможно. Но... вышло произведение по мотивам...
Добавлю, что дерево я изготовила из кожуры банана, замороженной в морозилке холодильника, отчего она стала чёрной. Листья на дереве -- это листочки осенней вишни. Фон (лес) из листьев виноград, лопуха осеннего, луговых травинок.
Важно, чтобы под рукой было как можно больше разнообразного материала. Чтобы можно было выбирать, прикладывая листочки, согласовывая оттенки, контрасты, сравнивая между собой те или иные варианты.
Конечно, это очень кропотливая работа, требующая большой усидчивости и терпения, ну и, конечно, художественного вкуса. Но зато какой простор для полёта фантазии, для самовыражения. В итоге вы получите произведение, непохожее ни на какое другое, единственное в своём роде, неповторимое.