Правила этикета при общении с инвалидами — кто-нибудь знал, что они существуют? Лично я, раньше не задумывалась об этом. Но когда я в больнице с ребенком попала в отделение, где были люди с ОВЗ, признаться, я немного растерялась сперва.
Общие правила этикета для всех
Для начала, следует отметить, что это такие же люди как и мы, те, кто не страдает ни от каких расстройств или дефектов. То есть, не нужно как-то особенно здороваться, что-то говорить по поводу его проблемы. Тем более, забудьте про сожаления или сюсюканья. Во-первых, это не прибавит дружественных нот в вашу карму. А во-вторых, если есть проблемы со здоровьем, это совершенно не означает неполноценность.
Многие люди живут полной жизнью, вступают в семейные отношения, воспитывают детей, работают или даже участвуют в крупнейших международных соревнованиях. И это не смотря на тяжелейшие патологии или ампутации.
Кроме того:
1. Если у человека, например, нет руки или ноги, не следует глазеть и тем более, отводить взгляд. Это создаст напряжение сразу, так как появится «третий собеседник» — отсутствующая конечность. Кстати, если у инвалида протез, эту руку можно пожимать во время приветствия. Это не будет воспринято как оскорбление. Скорее, наоборот, обозначит, что вы не относитесь к человеку предвзято из-за его дефекта.
2. Во время разговора, даже с незрячим либо тем, кого сопровождает сурдопереводчик, смотрите на его лицо. Это элементарное правило этики общения с любым человеком, даже полностью здоровым.
3. Не нужно делать «хорошо», если нет экстренной необходимости. Например, не тащите чужую коляску через ступеньки без разрешения ее владельца. Спросите, нужна ли ему помощь?
4. Никогда не прикасайтесь и тем более не берите вещи, которые принадлежат людям с ОВЗ — трости, очки, инвалидные коляски, антистрессы, да что угодно — это под строгим запретом! Если так не терпится потрогать или осмотреть, спросите разрешение.
Ну, а теперь поговорим по отдельным категориям людей с инвалидностью.
Перед вами умственно неполноценный человек
У таких инвалидов присутствуют интеллектуальные нарушения. Но это не означает, что они не понимают ничего. Если честно, я вообще против «умственной неполноценности». Если кто-то отличается от нас, почему он сразу неполноценен? Возможно, мир в его голове, гораздо ярче и насыщеннее, чем у нас. Этого мы никогда не узнаем. Но раз так принято говорить, оставим, скрипя зубами, неполноценность.
Правила следующие:
- Даже если перед вами ребенок, не нужно нарочито растягивать слова, кричать и так далее. Говорите спокойно, просто избегайте сложных слов и длинных конструкций.
- Смотрите на собеседника, а не на тьютора. Тьютор вас и так слышит, но вы ведь не с ним разговариваете. Тем более, не нужно через него передавать что-то. Собеседник присутствует перед вами, здесь и сейчас.
- При вербальных проблемах попробуйте разговаривать с помощью рисунков, жестов или картинок в телефоне.
Перед вами человек в коляске
Итак, что мы знаем об этих людях. Если нет иных нарушений и осложнений, у них сохранен интеллект, но есть физические дефекты, некоторые проблемы в коммуникации.
Рассматриваем именно этот вариант:
- Первым делом, убедитесь, что нет вербальных проблем и вы можете спокойно поговорить на интересующую тему.
- Присядьте на корточки или лавочку. Если сидеть на корточках очень не хочется и скамейки рядом нет, попросите человека, под каким-либо предлогом проследовать с вами до ближайшей (когда есть возможность и она недалеко). Это нужно для того, чтобы вы могли общаться на одном уровне — «глаза в глаза», а не свысока.
- Выберите тему. Здесь очень важно быть максимально корректным и хотя вам рекомендовала я выше забыть о недуге, разумеется не следует обсуждать с людьми в коляске тему бега, секса и взаимоотношений с противоположным полом (такие вопросы, как оказалось бывают, да).
- Общайтесь спокойно, не нужно выражать сожаление и спрашивать о том «как это произошло». Если собеседник захочет, он сам расскажет.
- Если вы гуляете, будьте внимательней с выбором маршрута. Не стоит тащить нового знакомого через бордюры, по щебенке или по ступенькам. Не забывайте, что он в коляске. Вы можете предложить помощь, но при этом не настаивайте.
6. Кстати, очень актуальная тема. Никогда без спроса не берите управление в свои руки. А если вам разрешили, ни в коем случайте не изображайте «бибику», не гоните со всех ног. Понимаю, что такое поведение в голову адекватному человеку не придет, но я реально видела парочку таких «гонщиков-юмористов».
Перед вами незрячий (или слабовидящий)
- При встрече с незрячим, первое, что вы должны сделать — это вежливо поздороваться, представить себя, даже если давно знакомы и тех, кто подошел с вами. Чтобы сесть, ненавязчиво направьте человека рукой, оговаривая при этом свои действия — «Удобная лавочка. Давайте присядем?»
- Если вы гуляете, не спешите никуда, помните, что он ограничен в скорости передвижения из-за камней, бордюров, высокой травы.
- Конечно, вы можете предложить свою руку в качестве поддержки, но хватать руку незрячего самостоятельно не следует. Спросите разрешения.
- По дороге, во время прогулки, давайте ориентиры — «через 200 метров прямо — пешеходный переход», «справа торговый центр» и т. д.
- Не трогайте вещи человека, если он сам не предложил их вам. Нельзя даже переставлять или отодвигать их на минимальное расстояние.
- Один из самых важных нюансов. Ошибка, которую допускают очень многие — не трогайте собаку-поводыря. Не кормите ее, не гладьте, не снимайте ошейник. Только если вам разрешил хозяин, без спроса, не вздумайте.
Если перед вами глухой или слабослышащий
Человек с такими нарушениями вас понимает, видит, но слабо слышит или не слышит вовсе.
Рекомендации следующие:
- Смотрите на собеседника «лицом к лицу», чтобы он мог видеть движение ваших губ и мимику.
- Если нет сурдопереводчика, пишите то, что хотите сказать глухому. Нет блокнота и ручки — используйте телефон. Особенно это касается тяжелой для восприятия информации, например, адреса.
- Первым делом спросите, насколько человек вас не слышит и умеет ли читать по губам, чтобы понять, как лучше с ним контактировать.
- Пользуйтесь жестами.
- Не торопитесь, говорите спокойно, медленно, не срываясь на громкий крик.
Если перед вами психически нездоровый человек
- Отбросьте стереотипы о том, что такие люди опасны для общества, нарушений с разной симптоматикой полно. Поэтому уйдите с позиции «низкого старта» и не бойтесь. Агрессию вы заметите сразу, еще до ее проявления. Обычные здоровые люди бывают куда опаснее, но вы же не едете в том же метро с кирпичом за пазухой. Психические расстройства далеко не всегда и даже не в большинстве случаев подразумевают опасность для других.
- Если вы видите, что такой человек чем-то расстроен или нервничает — спросите, не нужна ли ему помощь.
- Не нужно общаться с ним как с тем, кто вас может не понять. Интеллектуально он может быть развит больше, чем вы сами. Лишь в 30% случаев есть совпадения психических и интеллектуальных нарушений.
Перед вами немой или с расстройством речи
Стоит подготовиться и определиться, есть ли у вас время на такое общение. Потому что будет очень неудобно, если вы внезапно стартуете с места, а человек еще не донес до вас информацию.
- Сразу договоритесь о способе разговора с его стороны — жесты, карточки, письмо или сопровождающий человек, понимающий язык жестов.
- Если он говорит, но не очень понятно, не бойтесь переспросить или попросить сказать иначе, более простыми словами.
- Никогда не договаривайте за страдающего от речевой патологии, не перебивайте, не пытайтесь исправить или научить «как правильно».
Перед вами человек, у которого есть проблемы с социализацией
Помните, что скорее всего, интеллект у него не нарушен.
- Не трогайте аутиста и это как раз тот случай, когда на визуальном контакте настаивать также не следует. Такое допускается только в том случае, если аутист кинестетик и сам направляет ваши руки. Например, мой Ярослав зажимает уши ладонями, когда для него в комнате слишком шумно. Но он может подойти к человеку и сделать это его руками. Между тем, так происходит только в тех случаях, когда между ними установилось доверие. В других ситуациях, он не позволяет трогать свою голову малознакомым людям. Также под запретом — поправлять одежду аутиста, пытаться его причесать, застегнуть пуговицы, сменить одежду (если ситуация не экстренная).
- Не подходите с громкой музыкой на телефоне или «бумбоксе», также не шумите, разговаривайте спокойно.
- Разговаривайте с аутистом, а не с посредником (тьютором).
- Не трогайте без одобрения игрушки и другие вещи.
- Следуйте просьбе покинуть место, в котором вы находитесь и перейти в более спокойную обстановку.
Общаясь с инвалидом (просто обобщение по ОВЗ), соблюдать правила этикета вообще не обязательно. Конечно, вы вольны делать это так, как сами считаете нужным. Но если вы действительно хотите, чтобы он не чувствовал себя неуютно и не расстраивался, ничего сложного и невыполнимого в рекомендациях нет. Вы можете значительно облегчить жизнь человека с ограниченными возможностями здоровья.