Найти тему
Дзен Алтай

Истоки Шелкового Пути или что китайцам вдруг понадобилось на Алтае.

Продолжаем о наших пазырыкцах.

Итак, из предыдущих частей делаем следующую выжимку – пазырыкцы появились на Алтае в 6м веке до н.э. в качестве добытчиков золота из могил более ранней протоимперии Оленных камней и поставляли его в Персидкую державу Ахеменидов, где золото было не только элементом престижа, но и предметом, обладающим огромной сакральной ценностью.

В середине 4го века до н.э. они вошли в создаваемую юэчжами кочевую империю, и благодаря вытеснению усуней (врагов юэчжей) из Синьцзяна, воспользовались этим и стали быстро расселяться и устанавливать свое господство на покинутых территориях.

До поры до времени, пока усуни были рассеяны по степи и искали себе новые земли, пазырыкцы вполне успешно продолжали торговать и взаимодействовать со своей бывшей метрополией – сатрапиями Бактрия и Согдиана Персидской империи (территории будущих Таджикистана и Узбекистана). Но после разгрома персов войсками Александра Македонского усуни смогли закрепиться на подступах к среднеазиатским оазисам (о чем много археологических свидетельств) и закрыли доступ пазырыкцам к торговым факториям бывшей державы Ахеменидов.

-2

Очень интересно наблюдать, как меняется состав вещей в царских курганах Пазырыка, которые строились в течение 50ти лет 3 века до нэ. Количество вещей переднеазиатского и индийского происхождения понемногу истощалось и в какой то момент, в поздних курганах Пазырык 5 и 6 мы видим предметы серии "лакшери" уже из Северного Китая.

И если нам понятно, зачем нужны были пазырыкцы Персии, а это, напомню, золото, то что понадобилось китайцам от алтайских жителей еще нужно разобраться.

Здесь важно сказать, что в Китайских царствах традиционно торговля и война были профессиями непрестижными. И чтобы начать торговать, да еще на такие дальние расстояния, тут нужна была сильнейшая мотивация чиновничей элиты. Также неправильно думать, что и сам торговый Шелковый путь был создан купцами. Это было им не по силам и стало возможным только при прямой поддержке китайских ванов (царей).

Кризис торговли у пазырыкцев по горному внутриазиатскому коридору в Персию совпал с политической, военной и торговой активизацией в IV–III вв. до н.э. северокитайских государств, тесно взаимодействовавших с кочевым миром и перенимавших тактику и приемы войны конными отрядами. Особенно в этом преуспело Цинь, захватившее в конце IV – III в. до н.э. ряд «коммерческих» городов в соседних китайских государствах.

Ощущая себя изначально отставшими от других царств и осознавая свою слабость по сравнению с ними, правители Цинь после ряда первых поражений стали искать пути модернизации.

Первый элемент модернизации – это поиск новой идеологии, мобилизующей всё общество, от чиновников до простолюдинов. Важнейшую роль в реформировании царства Цинь сыграл Шан Ян, сформулировавший теорию и законы управления государством в начале периода Сражающихся царств (475-221 гг до нэ).

-3

Согласно теории Шан Яна, все люди одинаковы в своих низких стремлениях и даже ради малой выгоды способны на тяжкие преступления. Поэтому для наведения порядка в государстве необходимы строгие законы и суровые наказания даже за небольшие проступки, что именовалось «искоренением наказаний через наказания». Стройный и цельный план Шан Яна был нацелен прежде всего на централизацию управления, рост производства зерна и увеличение военной мощи государства, провозглашенные «Единым». Все остальные занятия, отвлекающие народ от этого — развлечения, торговля, изучение наук, музыка и т. п. были объявлены «паразитами», способствующими ослаблению, а то и гибели государства и фактически подлежали преследованию... хм, что то это мне напоминает...

Реформы Шан Яна достаточно быстро дали заметный эффект. И хотя сам реформатор после смерти правителя Цинь был четвертован оскорбленным им наследником, престиж Цинь в Китае сильно вырос. Армии его одерживали одну победу за другой, расширяя территорию царства за счет завоеваний.

-4

Второй элемент модернизации – это новые военные технологии и прежде всего создание быстрых и мощных кавалерийский отрядов (как тут не вспомнить гитлеровский блицкриг танковыми корпусами).

У китайцев, особенно на востоке были совсем маленькие лошади высотой менее 100 см. Они назывались «лошадь под плодами», и на них можно было проехать под деревом, не задев плод.

Северные соседи китайцев – гунны имели более крупных лошадей. Но все они сильно уступали персидским. О преимуществе переднеазиатских лошадей говорили многие древние авторы, что подчеркнул в своей обобщающей книге об истории лошадей Е. Хёль в середине XIX в.: "Персидские кони были самыми знаменитыми по всей античности, красотой своих форм, грацией, энергией и всеми теми редкими качествами, которыми в высшей степени отличаются восточные кони".

-5

А вот как описал найденного в Пазырыкском кургане коня известный советский ипполог Витт: "Темно-рыжий конь из могилы алтайского скифа – это благородная верховая лошадь древности, боевой конь Средней Азии, увековеченный в изображениях великих мастеров Ассирии, Египта и Эллады. Резко бросается в глаза, что скифский конь имеет культурную внешность лошади, за которой ухаживали, которую кормили зерном, чистили и холили, которую берегли до глубокой старости – рыжему коню за 20 лет".

И вот еще мнение Н.В. Полосьмак: «Раскопки курганов средних размеров в Ак-Алахе I (1990) и Кутургунтас (1991) показали, что главным богатством людей, похороненных там, были кони… Среди лошадей, сопровождавших похороненных в средних курганах на р. Ак-Алахе, были такие, которые превышали по своим размерам самые высокие особи из Пазырыкских курганов. Присутствие в “царских”, а также в средних курганах знатных воинов породистых коней свидетельствует о том, что последние не являлись столь уж большой редкостью для пазырыкцев»

Пазырыкцы сами умели выводить лошадей. Сегодня пазырыкских коней можно уверенно назвать предками быстроаллюрных ахалкетинцев. Все пазырыкские лошади ярко-рыжие – символ солнца. В Иране, у массагетов, в Бактрии везде ценились именно такие. В Авесте и Ведах боги рассекают на рыжих конях. В Элладе была другая эстетика – гнедые и серые в яблоках.

Рост пазырыкских коней доходил до 150 см в холке. В Европе кони были максимально 130 см, и только в римских легионах иногда доходили до 140 см. Геродот писал что во время похода в Грецию персидский царь Ксеркс «в Фессалии… устроил конские состязания своих и фессалийских коней (он слышал, что фессалийская конница – лучшая в Элладе). Тут эллинские кони, конечно, остались далеко позади».

Вышеупомянутый В.О. Витт провел исследование лошадей во всех пазырыкских курганах и заметил, что: «На примере коней Пазырыка мы видим что наиболее крупные кони были в Пазырык 1 и Пазырык 2. В 3м и 4м Пазырыке они уже мельче и только в 5м опять порода улучшается».

Все это очень хорошо накладывается на анализ происхождения вещей в этих курганах. Если в Пазырык 1 и 2 много вещей переднеазиатского и индийского происхождения, то в 3м и 4м найденные предметы в основном локальные либо с соседнего Синьцзяна, и только в Пазырык 5 попадаются вещи из дальних регионов, на этот раз уже китайские.

Таким образом, мы видим что ради торговли с Китаем, точнее с северными царствами (возможно, прежде всего с царством Цинь – будущим победителем в многовековой войне эпохи Сражающихся царств), пазырыкцы снова занялись улучшением породы лошадей.

Ученый Шульга П.И. пишет, что первоначально Шелковый путь возник совсем не там, где он стал всемирно известным чуть позже. Он шел не через Гансуйский коридор и пустыни Синьцзяна, а по южной Монголии прямо на Алтай.

-6

И только после грандиозных событий, связанных с возникновением Гуннской державы и ухода пазырыкцев с Алтая китайцы стали искать другой путь, который их привел к новым успехам. В поисках союзников против набегов гуннов китайцы дошли до оазисов Средней Азии, где и встретили новый тип коней. Если пазырыкских коней китайцы называли «тьен ма» - «сверхестественными лошадьми», то тех, которых они встретили в Давани (Фергане) назвали «Небесными».

Но этот вопрос возникновения традиционного Шелкового пути мы рассмотрим отдельной темой.