Найти тему
Ицюань и Цигун

Беседы с Мастером Яо Ченжуном, часть 2

10 апреля 2022 г. в 15 часов по Москве и в 20.00 по Пекинскому времени состоялась 1-я Конференция инструкторов Российской Академии Ицюань с мастером Яо Ченжуном, руководителем Пекинской Академии Ицюань.

Вопрос от старшего инструктора Российской Академии Ицюань в Москве Андрея Шарапова:

«В первых книгах Ван Сянчжая говорилось об энергии Ци и про методики работы с этой энергией. Почему в более поздних книгах Ван Сянчжая не было упоминания о Ци и почему в нашей линии обучения нет методик работы с этой энергией».

Ответ мастера Яо Ченжуна:

«Ван Сянчжай начинал заниматься стилем Синъицюань. Принято считать, что первым его наставником был известный мастер этого внутреннего стиля Го Юньшэнь».

Небольшая справка
Го Юньшэнь был родом из уезда Шэнь провинции Чжили. Много лет учился он кулачному искусству у разных учителей, а секрета кулачного искусства так и не постиг. Позже он встретил Ли Фэйюя и поклонился ему как учителю. Тогда он понял: форма Синъицюань крайне проста, истина же этого искусства глубока и сокровенна. А Ли Фэйюй очень полюбил Го Юньшэня и наставлял его со всей искренностью - как говорится, "передавал устами, руками учил". Вот тогда Го Юньшэн сердцем понял смысл кулачного искусства, а еще тридцать лет каждый день утром и вечером подолгу занимался техникой Синъицюань. И в конце концов стал знаменитым на весь Китай мастером.
Говорят, нельзя было без восхищения смотреть, как Го Юньшэнь вел схватку с учителем. Без усилия он мог прыгнуть на две с лишним сажени, в воздухе кружился легко-легко, словно перышко.
Го Юньшэнь много лет провел в странствиях и повсюду вступал в поединки с мастерами ушу. Рассказывают, что как-то раз пятеро дюжих молодцев пытались взять его на пики, приставив их к животу Го, а тот чуть напряг свой живот - и парни отлетели, словно их отбросила назад какая-то невидимая сила. А вышло так потому, что благодаря занятиям ушу живот его стал очень плотным, а грудь - пустой, дух его был неколебим, как священная гора Тайшань, а тело легко, словно птичье перышко. Он замечал малейшее движение вокруг и мог увернуться даже от летящей в него стрелы.
Одна из самых знаменитых легенд ушу рассказывает, что, будучи в Пекине, он мерялся силами с основателем Багуачжан Дун Хайчуанем. Два дня они мерялись силами, и никто не мог победить другого. На третий день, увидав, что несмотря на свой почтенный возраст Дун Хайчуань по-прежнему свеж и полон сил, Го признал себя проигравшим, ибо сам был гораздо моложе, но не смог выиграть у старика.
Ссылка на источник:
https://wushu.pp.ua/mastera-ushu/148-mastera-siniczyuan-kulak-formy-i-voli.html

«Традиционно в Синъицюань говорили о Ци, говорил о том, как перемещать Ци. И постепенно, по мере создания собственного стиля Ицюань, Ван Сянчжай начал отказываться от умозрительных категорий, от того, что можно выдумать, но нельзя пощупать. Вот, например, разнонаправленное усилие в шести направлениях он отвязал от понятия Ци и ввёл понятие Хуньюань - округлой силы, собранной со всех направлений. В процессе развития стиля, параллельно с ростом технического мастерства, Ван Сянчжай постепенно отказывался от устаревших понятий таких как Инь-Ян, теории энергии Ци и прочих. Постепенно этих понятий и теорий не стало в стиле».

В качестве иллюстрации традиционных понятий, принятых в стиле Синъицюань, можно привести отрывок из книги «Искусство Синъицюань». Автор мастера Сунь Сюй. Ссылка на книгу: https://coollib.com/b/397043/read
«5.3.6. Самое главное в бэнцюань
При практике бэнцюань важно, чтобы движения к себе и от себя выполнялись строго, но прямой линии. Во время тренировки светлого усилия кулак движется быстро, область поясницы «выталкивает» Ци, Ци приводит в движение Ли, и (физическая) сила не должна этому препятствовать.
Кулак движется вперед как напильник; достигнув цели, крушит и бьет, как стрела; налетает, как ветер. Во время тренировки мягкого и темного усилия кулак движется вперед так, как будто на него действует несколько усилии: одно тянет вниз, другое приподнимает вверх, третье толкает вперед. Внутри есть усилие стягивания (закрытия), снаружи есть усилие раскрытия, при обратном движении есть тянущее усилие. Для того, чтобы выброс усилия проявился максимально эффективно, необходимо согласовать намерение-и и ци, то есть постоянно мысленно прослеживать движение ци. Необходимо добиться максимальной согласованности в движениях обеих рук, например, практиковать левый и правый бэнцюань (два удара) как одно общее движение, словно с тетивы лука спускают две стрелы одновременно.
Конечной точке при левом бэнцюань соответствует полный выдох, во время вдоха происходит раскрытие, при паузе между вдохом и выдохом поясница накапливает силу, натягиваясь и заряжаясь, словно тетива лука, и при следующем выдохе делается правый бэнцюань.
Бэнцюань также можно практиковать со сменным шагом, тогда на один «такт» приходится три «выстрела» стрелы. Из стойки, когда левая нога чуть впереди, мы переходим в стойку, когда чуть впереди оказывается правая нога. Можно также использовать для тренировки традиционный способ передвижения - шуньбу бэнцюань. Начинающие должны использовать только способ «один такт - один удар» (то есть одно открытие- закрытие на выполнение одного удара бэнцюань), затем постепенно переходить к способу выполнения двух, а затем трех ударов бэнцюань на один «такт». Длительная практика бэнцюань способствует возрастанию духовных сил, очищает душу, укрепляет мышцы и кости, улучшает умственную деятельность».

Комментарий Анатолия Криводедова

На мой взгляд, и не только на мой, Ицюань действительно много взял от стиля Синъицюань. Но действительно, как в нашей культурной среде понять и осознать, что «область поясницы «выталкивает» Ци, Ци приводит в движение Ли». Это действительно умозрительное описание происходящего. Мастер Яо Ченжун на семинарах в Москве объяснял так, что всю «энергию Ци» в плане применения можно описать как силу, переданную от «задней ноги». Такое описание можно пощупать и протестировать. И эту биомеханику проще понять.

И ещё, я не очень понимаю почему именно бэнцюань способствует возрастанию духовных сил. Во-первых, не ясно что такое «духовная сила» в контексте Синъицюань. Во-вторых, подводя итоги по описанию другой техники - пицюань (пи - рубить), мы читаем: «Долгая практика элемента пицюань укрепляет мышцы и кости, улучшает работу легких, увеличивает физическую силу». То есть сколько не практикуй пицюань, духовную силу уже не стяжаешь. Эта дорога уже не ведёт к храму. От этого, друзья, становится немного грустно.

Если продолжить перечисление традиционных понятий, использующихся в Синъицюань, то это и Даньтянь и «Пять первостихий». От этих понятий Ван Сянчжай и его последующие ученики тоже ушли.

Подводя итоги, я бы отметил намерение Ван Сянчжая прояснить базовые понятия и сделать их более универсальными для разных культур.

Продолжение следует!

Анатолий Криводедов,
основатель и руководитель Российской Академии Ицюань,
официальный представитель Пекинской Академии Ицюань,
5-й дан Кекусинкай (IFK).

---

Больше информации

* Беседы с Мастером, часть 1

* Беседы с Мастером, часть 3

* Беседы с Мастером, часть 4

* Сайт Российской Академии Ицюань