Иногда судьба человека складывается таким неожиданным образом, что могут позавидовать лучшие киносценаристы. Около 10 лет назад Юлия Кудасова открыла первый в Нижнем Новгороде ресторан KFC, затем управляла другими заведениями и нижегородскими филиалами крупных компаний (например, запускала первый в городе магазин ZaraHome). Еще ее многие знали как активиста, общественного деятеля, председателя молодежной организации Союз Студентов ННГУ (какое-то время это был один из самых крупных и успешных межвузовских проектов в Н.Новгороде). То есть жизнь Юлии била ключом, и ничто не предвещало радикальных изменений. Но в сентябре 2021 года ее близкие и друзья были ошарашены новостью: Юлия стала монахиней Феклой! Она решила посвятить свою жизнь служению Богу в Городецкой епархии. Что подтолкнуло нижегородку на такой шаг? Как к этому отнеслись родственники и друзья? Чем, по ее мнению, церковная жизнь лучше мирской, и как она обходится без некоторых благ обычного мира? Об этом и многом другом мать Фекла рассказала корреспонденту "Alfa Жизни", приехавшему в древнейшую сохранившуюся обитель в нашей области - Городецкий Феодоровский монастырь.
- Расскажите о периоде вашей жизни, предшествовавшем попаданию в монастырь.
- В 2017 году я вернулась из Москвы, где работала в известной компании Inditex (бренды одежды "Zara", "Bershka", "Stradivarius" и другие), в Нижний Новгород. У меня все было прекрасно: хорошая должность, замечательная зарплата, жилье в центре столицы, перспективы карьерного роста. Но меня все чаще и чаще посещали мысли о сути мироустройства и внутреннем мире человека, смысле жизни, о поступках людей и о том, на что они тратят свое время: интуитивно я чувствовала, что занимаюсь чем-то не тем, что мне не хватает чего-то большего, чего-то по-настоящему важного. В свои 28 лет мне уже не хотелось очередных достижений, денег, известности. Но что делать дальше, чем заниматься, я не представляла.
Мой брат Петр (создатель известных в городе развивающих и бизнес-проектов, - ред.), как и многие другие, подталкивали меня открыть свой бизнес, ведь я обладала для этого всеми навыками и опытом. Но мне данная стезя была совершенно не интересна: всегда больше вдохновлялась коммуникацией с людьми, помощью им, а не просчетом доходов. И вот однажды Петр предложил мне съездить вместе с ним и участниками его проекта "Прорыв" в городецкий монастырь. Я тогда была совершенно далека от религии (даже основные христианские праздники проходили «мимо меня»). Брат рассказал мне об удивительном человеке - владыке Августине, которому можно задать любые вопросы, а еще намекнул, что в обители служит мой знакомый со времен студенческих отрядов – Вовка Горшенин. Мне было, как минимум, любопытно, как он изменился с последней встречи. Поездка предполагала проведение 3 дней в стенах монастыря, и все эти дни я чувствовала необычную теплоту на душе. Слезы то и дело текли по щекам - совершенно без причины. А еще важным знаком для меня стало то, что в первый вечер во время разбора рюкзака из него выпала иконка Богородицы, которую мама дала мне много месяцев назад, когда я уезжала в Москву (о ней я совсем забыла!).
Беседы и проповеди епископа Августина побудили меня задуматься о многом: о смысле жизни, о душе, о том, что такое истинная любовь и почему стремление к лидерству не всегда хорошо. В день отъезда, когда владыка благословлял людей в храме после праздничной службы, он подошел ко мне и спросил: "Как тебя зовут? Где ты живешь?" А я, глядя на него сквозь слезы, искренне ответила: "Не знаю!" (была сложная дилемма между Москвой и Нижним). И он предложил мне остаться еще на 2-3 дня в монастыре («чтобы все понять»). Спешить мне было некогда, да и брат меня тогда поддержал, поэтому с радостью осталась.
- И вы остались там дольше, чем планировали?
- Да, с тех пор я выезжала в Н.Новгород только по крайне важным делам... В первые дни в монастыре смогла поближе познакомиться с сотрудниками, деятельностью и программами Епархии. Мне захотелось стать частью ряда проектов, прежде всего, связанных с просвещением людей. Меня это реально увлекло: раньше и представить не могла, что церковная жизнь настолько многогранна! Собственно, вместе с иеромонахом Варфоломеем (с тем самым Вовой из студотряда) я стала трудиться в отделе молодежного служения. Мы организовывали различные события, программы и мероприятия в 13-ти северных районах Нижегородской области, которые включает в себя Городецкая епархия...
- Получается, вы стали гражданским работником при церкви?
- Да. Есть стереотип, что в церковь приходят только после каких-то тяжелых событий, из-за невзгод и мучений, но у меня такого точно не было. Просто жизненные основания, постулаты православной церкви, как оказалось, мне очень близки и предельно понятны. Всю жизнь чувствовала потребность в помощи людям и именно здесь поняла, что исполняю свое предназначение на максимум. Раньше меня постоянно упрекали в излишнем альтруизме, наивности, в том, что многое делаю безвозмездно, что совсем не думаю о себе, а лишь стремлюсь осчастливить окружающих людей, помочь им, послужить. Попав на территорию церкви и Бога, я полностью ощутила себя на своем месте. А вскоре возник интерес к теме монашества. Помню, крайне впечатлившим меня событием стали похороны одного монаха. Я тогда глубоко прочувствовала, что, по сути, смерти не существует, что душа вечна, и увидела, КАК пришедшие на отпевание люди провожают члена церкви в небесное царство, молятся о спасении его души: с того момента его поминают и продолжат поминать, пока стоит монастырь... Тогда я ощутила сильную грусть, что никто из родственников (не говоря уже о незнакомых людях) меня так же долго не будет вспоминать после моей смерти. Даже сейчас среди моих родных и множества знакомых почти нет церковных людей, которые заботятся о душе своей и своих близких. Я же осознала, что земная жизнь временна, и нужно заботиться о жизни вечной. И мне очень захотелось, чтобы хотя бы благодаря молитвам батюшек, монашествующих братьев и сестер моя душа попала на небеса, а не в огонь.
- Как произошел судьбоносный постриг?
- Все случилось очень быстро. На одной из исповедей я осмелилась поделиться с владыкой Августином (он стал моим духовным отцом), что у меня уже более трех лет есть желание идти по монашескому пути. Владыка переспросил о серьезности моего намерения и уверенности в этом решении, а потом сказал, что нужно благословение матери и наличие необходимого монашеского облачения. За маленький отрезок времени все сложилось будто чудом. Мама спокойно сказала: «Если это обдуманное решение и тебе так будет хорошо, то я не против. Благословляю!». С одеянием было сложнее: нужных размеров и частей облачения могло не быть в наличии. «Если на мое решение есть Божия воля – то пусть он Сам меня оденет» - тогда подумала я. И все нужное реально нашлось! Более того, клобук на мне сел как влитой, а все остальное облачение славно специально на меня шили...
И вот настал день таинства. При постриге я дала 3 обета - отказ от материального мира (накоплений, увеселений, разнообразия одежды, косметики и прочего), целомудрие и постничество (безбрачие и воздержанная в разных желаниях жизнь) и отсечение своей воли (послушание). Последний шанс отказаться от новой жизни был в момент, когда правящий архиерей трижды намеренно бросал ножницы на пол: я тогда могла дать понять, что передумала, не взяв эти ножницы с земли (данная процедура символизирует добровольность пострига). Но у меня сомнений не было: мне крестообразно отстригли волосы и, к внезапному счастью, нарекли Феклой в честь моей любимой святой равноапостольной первомученицы, к которой я давно и часто обращаюсь за помощью.
- Как родственники, друзья отнеслись к этому шагу?
- Изначально это было шоком почти для всех, но большинство близких и друзей приняли, в итоге, мое решение. Все, кроме брата! А ведь, по сути, именно он меня когда-то привел в монастырь! Петра, конечно, ошарашило мое сообщение в виде фотографии в монашеском облачении. Брат особенно переживал из-за того, что я не смогу оставить после себя наследника. Но здесь я твердо решила равняться на людей, ставших в последствие святыми, оставивших после себя, на мой взгляд, наилучший след в жизни - свои мощи! Петр рвался приехать в монастырь и убедить в ошибочности моего шага. Я попросила его подождать и навестить меня дней через 40 (как символично!), чтобы я немного освоилась в новом ритме жизни. Он потом приехал не один, а вместе с другими родными. Я очень благодарна им, что услышали меня и не приехали сразу после пострига, так как мне было бы сложнее справиться с их непониманием и неприятием моего выбора. Помню, в день долгожданного приезда почти все гости были с хмурым лицом, как на похоронах, а весь мой вид показывал, что трагедии не произошло: я просто нашла свой путь и продолжаю свою жизнь в новом качестве. К концу той встречи, слава Богу, напряжение у всех ушло.
- Давайте рассмотрим некоторые вещи из мирской жизни, которые вы утратили после пострига. К примеру, вам как девушке наверняка сложно будет жить без разнообразной одежды, макияжа и т.п.?
- Знаете, я еще со школы была совершенно равнодушна к нарядам (могла долго носить одни джинсы и футболку), почти не красилась. Сейчас абсолютно довольна тем, что у меня всего 2 подрясника, которые меняю примерно 1 раз в 2 недели. Это очень удобно, не нужно нервничать из-за необходимости подбирать одежду!
- Понятно. Еще вы отсекли себя от романтики, отношений с противоположным полом. Не переживаете из-за этого?
- А я всю жизнь больше воспринимала парней как друзей. Всегда испытывала неловкость даже тогда, когда меня хотели просто взять за руку, ведь прикосновения для меня были чем-то особенным и очень личным. Попытки отношений, конечно, были, но они лишь доказали, что я не могу усидеть дома с одним человеком, когда вокруг так много событий и людей, кому нужна помощь. Да и вообще, мне кажется, что с моим сложным характером я могла бы просто подавлять, пилить человека (будущего несчастного мужа)... Что касается любви, то испытываю это чувство ко всем людям! Я воспринимаю любовь как самоотверженное, творческое, бескорыстное служение другому человеку.
- Также вы лишили себя разнообразных событий в своей жизни. Сейчас уже особо не попутешествуешь, не сходишь на различные фестивали, тусовки и т.д. И в целом, наверное, не такой большой выбор, чем заняться...
- Это не так. Возможно, если бы я имела стандартное монастырское послушание, то периодически меня бы тяготило однообразие. Но в монашестве уже не выбирают, чем заняться: на что поставлен – тем делом и служи Богу без ропота! Но здорово, что в нашей Епархии правящий архиерей учит управлять своей свободной волей, помогает раскрывать дары и таланты каждого человека: этими талантами мы и служим людям. И сейчас, когда я участвую в реализации ряда проектов и епархиальных программ, есть полное ощущение, что жизнь бурлит! Здесь, кстати, очень пригодился опыт, полученный во время работы в международных компаниях и Союзе Студентов ННГУ. К примеру, сейчас мы особо чтили 800-летие святого благоверного князя Александра Невского, который принял в нашем монастыре великую схиму с именем Алексий и провел здесь последние дни жизни. Из 23-х правительственных областных проектов в честь данного события 11 разработал владыка Августин на базе Городецкой епархии. Это в том числе международные конференции с участием высокопоставленных лиц. А одна из любимых программ, которыми мне довелось заниматься - онлайн-курс "Путь к жизни". Это проект о человеке и его жизни - о том, как она устроена. Темы курса касаются абсолютно каждого, вне зависимости от возраста, пола, профессии и места жительства: брак и семья, церковь, здоровье, культура, профессионализм. В каждом направлении предлагаются различные текстовые, аудио и видео материалы, проповеди епископа Августина, практические задания. Свой «Путь к Жизни» уже нашли более 1000 человек из 21 страны мира и 43 регионов России. Ваши читатели тоже могут принять в нем участие: вся информация на нашем сайте putkzhizni.ru.
- Остались ли у вас какие-то незавершенные дела в мирской жизни?
- В целом – нет! Слава Богу, все вопросы и задачи сами собой закрылись. Но осталась одна шуточная мечта. В студенческое время мы с подругами воображали, что устроим совместную фотосессию в свадебных платьях, когда все из нас выйдут замуж. Все 4 свадьбы давно состоялись, и девчонки живут в счастливых семьях. А теперь я, будучи монахиней. стала, по сути, невестой Христовой. На возможной фотосессии все будут в белых платьях, а я - в черном.
- Какие у вас планы на ближайшие годы?
- Своих планов нет! У Господа планы гораздо лучше, чем у меня! Я за эти годы увидела много чудесных вещей, открывших мне глаза на то, насколько велик Господь, и что Он всегда устраивает все наилучшим образом. Меня вообще каждый день окружает множество чудес. Они начались с самого первого визита в монастырь, когда на моих глазах распустилась и стала пушистой обрезанная сухая ветка вербы, находящаяся в келье: все произошло во время праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы в начале декабря.
- Главное, что вам нравится в вашей обновленной жизни?
- То, что я не растрачиваю себя на пустяки, реализую таланты, данные с рождения, нахожусь в спокойном, умиротворенном состоянии (вместо постоянной суеты в городе). С Богом все обретает смысл (только нас никто этому не учил и не объяснял элементарного). "Если Господь будет на первом месте, то все остальное будет на своем!» - говорил в 4 веке нашей эры блаженный Августин, в честь которого наречен наш владыка. Сейчас я помогаю людям, будучи «инструментом» в руках Бога. И очень счастлива, что Господь сподобил иметь искреннее, близкое общение с владыкой Августином. Моя жизнь будто встряхнулась и все встало на свои места после встречи с этим особенным человеком, положившим всю свою жизнь на служение другим людям. К нему мечтают попасть тысячи людей всех чинов и статусов из разных государств и регионов нашей страны. Конечно, это счастье - иметь возможность регулярно получать его совет или благословение... Я благодарю Бога, что в церкви могу быть самой собой, а не той, какой меня хотят видеть. Но, конечно, не все так просто. Если в миру ты борешься за место под солнцем, соревнуешься с кем-то, то здесь идет непрерывная духовная борьба со страстями и искушениями для исправления своей греховной природы.