В настоящее время отмечается рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, испытывают множество других страхов. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно принять меры по преодолению страхов у ребёнка.
Существует простое и эффективное средство, которое может помочь ребенку избавиться от страхов. Это средство – игра. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности.
В процессе игровой терапии используются различные виды игр, специально разработанные приемы и методы игровых занятий:
Игра «Прятки»
Цель: преодоление страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства.
Подготовка: участники игры выходят на детскую площадку.
Правила.
- Нужно успеть спрятаться до того, как водящий начнет искать.
- Можно прятаться только по одному.
- Нельзя прятаться дважды в одном и том же месте.
- Нужно хранить тайну своего местопребывания.
- Обнаруженные участники должны ходить по пятам водящего и торопить его.
- Искать можно только водящему, остальные, змейкой следующие за ним, создают обстановку возбуждения и азарта.
- Выигравшим считается и водящий, нашедший большее количество участников, и те из них, кого не удалось обнаружить несколько раз.
Ход игры.
Водящим выбирается воспитатель (педагог-психолог). Игроки выходят на детскую площадку и играют в прятки. В конце игры обнаруженные участники вместе с водящим возвращаются на крыльцо и синхронно произносят: «Кто не найден – выходи!». Подсчитывается количество не найденных игроков и им присуждается титул «невидимки». Особенно этой награде радуются дети.
Длительность игры: чуть более 1 ч.
Игра «Мяч в кругу»
Цель: устранение торможения и страха при необходимости отвечать незамедлительно на вызов окружающих.
Правила.
- Мяч нужно кидать не сверху, замахиваясь, а как бы подкидывая, снизу.
- Прежде чем бросить мяч, нужно поймать взгляд одного из участников.
- Получивший мяч незамедлительно бросает его тому, кто посмотрит на него.
- Не выполняющих правила и бросающих мяч куда попало наказывают – контролер легонько ударяет их мячом по голове.
Ход игры
Игроки встают в круг и начинают бросать друг другу мяч в соответствии с правилами. Через пять минут начинается движение по кругу, при этом игра не прекращается. Игру можно усложнить тем, что теперь следует поймать не только взгляд, но и сказать какое-либо слово, прежде чем бросить мяч. Чуть позже сделать еще одно ограничение: называть слова только определенного класса.
Длительность игры: не более 20 мин.
Игра «Кочки»
Цель: преодоление страха.
Подготовка: выставляются стулья, табуретки, топчаны, столы и т. п. на расстоянии шага ребенка. Они будут кочками на болоте.
Правила.
- Передвигаться можно только по кочкам, не касаясь руками пола.
- Остальным игрокам нельзя касаться руками проходящего по кочкам. Разрешается только неожиданно выскакивать рядом, угрожать, бить в барабан и набрасывать обруч.
- Если игрок, проходящий по болоту, падает (или касается ногой пола), обитатели болота пытаются утащить его с собой. Встретив сопротивление, все отступают, а играющий должен начать свой путь сначала.
Ход игры.
Ребенок – первопроходец болота. Все остальные изображают обитателей болот, им раздаются изображения лягушки, змеи, паука, а также горн, барабан или хула-хуп. Обитатели располагаются по всему маршруту. Ребенок начинает движение, а все хором высказывают сомнения в том, что он сможет дойти до конца. Как только он спрыгивает с последней кочки и гордый идет «домой», раздаются аплодисменты и поздравления.
Длительность игры: не более 30 мин.