Корни иай не ясны, но из различных источников можно сделать вывод, что при определенных обстоятельствах техники быстрого извлечения меча могли быть использованы в пылу сражения на поле боя. Однако стилистически ранние техники иай, или подобные им, могли значительно отличаться от того, как это искусство сегодня преподается в большинстве сохранившихся школ иай. В настоящее время большинство школ иай сосредоточено на использовании катаны, происходящей от ути-гатана, которая использовалась в качестве
второстепенного меча на поле битвы с периода Муромати (1333-1575). Большинство техник, практикуемых сегодня, были бы менее практичными со старыми тати, которые носили спинкой меча вниз (фото 9-2), однако тати весьма подходили для вытягивания вверх, как в техниках иай, и также использовались как таковые. Ранние техники иай, даже когда они выполнялись с катаной или, возможно, с ути-гатана, часто выполнялись с мечом, который носили, повернув его лезвием вниз в поясе. Этот обычай сохранялся до начала периода Эдо, но в конечном итоге был заменен техникой, начинавшейся выполняться из положения катаны лезвием вверх, что стало модой в период Эдо. На фото 9-3 (a, b) показаны иллюстрации из свитка, посвященного иай, подписанного и датированного «благоприятным днем третьего месяца одиннадцатого года Канбун» (1671 г.). Рисунки представляют особый интерес не только потому, что они показывают, как представители иай носят свои мечи лезвием вниз на поясе, но также потому, что свиток, в котором они появляются, является одним из старейших известных свитков, возможно, даже самым старым, столь ясно иллюстрирующим техники иай. Интересно, что некоторые школы иай имеют ряд техник, в которых катана намеренно поворачивается лезвием вниз при обнажении меча (фото. 9-4). Поворот катаны лезвием вниз позволяет получить очень плавный кири агэ или вытягивание меча вверх, что характерно для выхватывания тати.
Хотя иайдзюцу существовало еще до периода Эдо (1603-1867), именно в период Эдо оно фактически достигнет пика своей популярности, поскольку количество школ, обучающих этому искусству, росло в геометрической прогрессии. История школ иайдзюцу и люди, сыгравшие важную роль в развитии этого искусства, будут подробно обсуждены в следующей главе, в первую очередь я сосредоточусь на технических характеристиках.
Источник: Серж Мол. Классическое фехтование Японии
ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ, САМУРАЯХ И НИНДЗЯ
В ГРУППЕ «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»