Найти в Дзене

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИ ИАЙДЗЮЦУ (ИАЙДО)

Существовало большое количество школ, в которых обучали иайдзюцу или баттодзюцу . Естественно, все они имели свои характеристики как с технической, так и с более философской точки зрения, но, тем не менее, можно дать некоторые общие технические характеристики иай. В целом, в типичных иай ката можно выделить несколько основных компонентов или действий. С чисто технической точки зрения это нукиути , фурикабури , кириороси , тибури и, наконец, ното (фото. 1 ). Важной ментальной составляющей является дзансин . Нукиути воплощает саму суть иай. Это фаза, в которой фехтовальщик молниеносным действием одновременно вынимает свой меч из ножен и разрубает или пронзает своего противника, в идеале сразу поражая его. В строгом понимании, как только меч выходил из ножен и начался рубящий удар или укол, иай заканчивается. По сути, фехтование, которое следует вслед за этим, не отличается от кэндзюцу. Нукиути означает «выхватывание-удар» или «выхватывание и удар». Некоторые другие названия, которые используются и означают «обнажение меча» — это нукицукэ и батто . Обычно нукиути предшествует то, что можно было бы назвать предварительным действием « коигути-о киру », буквально ««разрезание рта карпа» или «разрезание входа в ножны». Обычно лезвие меча «запирается» в ножнах с помощью хабаки . Хабаки — муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и помогает удерживать клинок в ножнах. Если выдвинуть меч вперед на несколько сантиметров, он как бы «разблокируется». В любом случае, когда нукиути выполнено, но противник всё еще представляет угрозу, или, в поединок вступило несколько нападающих, могут потребоваться дополнительные действия. Взмах мечом для подготовки удара называется фурикабури . Часто за фурикабури следует кириороси или кирицукэ , то есть действие, в котором наносится решающий удар по противнику. После того, как противник был зарублен, представители большинства школ иай выполняют тибури , обычно короткие,

Фото 1. Представитель Синнуки-рю демонстрируюет иайдзюцу в святилище Симогамо в Киото. Эта последовательность является хорошим примером различных компонентов типичной иай ката. Однако необычным в этой конкретной технике является тот факт, что представитель иай делает шаг вперед левой ногой, когда вытаскивает свой меч.
Фото 1. Представитель Синнуки-рю демонстрируюет иайдзюцу в святилище Симогамо в Киото. Эта последовательность является хорошим примером различных компонентов типичной иай ката. Однако необычным в этой конкретной технике является тот факт, что представитель иай делает шаг вперед левой ногой, когда вытаскивает свой меч.

но резкие рубящие или вращающие действия, которые, как говорят, стряхивают кровь с лезвия. Ното , последняя техническая фаза иай ката , — это действие, с помощью которого меч возвращают в ножны. Что касается тибури , то следует отметить, что убирать меч в ножны, не вытирая предварительно с клинка кровь убитого противника, как это делается в большинстве иай ката , было не очень хорошей идеей на самом деле. С помощью одного только тибури почти невозможно избавиться от всей крови, которая прилипала к лезвию, также кровь и плоть могли остаться на ножнах и прилипнуть к клинку и после испачкать внутреннюю часть ножен. Поэтому вполне вероятно, что на самом деле лезвие вытиралось начисто, и не зря. Во-первых, если меч не очищен тщательно, кровь оставит неизгладимый отпечаток на лезвии. Конечно, когда вы сражаетесь с несколькими противниками одновременно, у вас нет времени вытирать клинок тканью после каждого удара. Однако закаленные в боях воины также знали из личного опыта, что меч, на котором слишком много крови и человеческого жира, плохо режет. Причина этого в том, что кровь и жир как бы покрывают лезвие пленкой, заставляя ее скользить, а не пробивать цель. То же самое, происходит с мечом, если на поверхности слишком много масла для ухода за клинком. По этой причине, например, члены Синсэнгуми ( японский военно-полицейский отряд времён позднего сёгуната Токугава ), прежде чем отправиться из своей штаб-квартиры на битву, окунали лезвие меча в бочку, наполненную мелким песком или пеплом, которая была намеренно помещена возле ворот. Как бы то ни было, некоторые интересные и, вероятно, более реалистичные формы тибури можно увидеть в таких школах, как Сёдзицукэн Рикатаити-рю ( 初實剣理方一流 ) и Сосуйсицу-рю ( 双水執流 ), где представители этих школ берут лезвие меча между указательным и большим пальцами, а затем вытирают лезвие (фото 2 и 3). В Масаки Итто-рю лезвие вытирается небольшим полотенцем или салфеткой. Представители Энсин-рю полностью избавились от тибури при выполнении иай , за исключением одного ката, где оно используется. Видя все это, невольно задаешься вопросом, является ли тибури , как оно выполняется в большинстве школ, больше символическим жестом или, возможно, даже средством духовного очищения.

Фото 2. Представитель Сёдзицукэн Рикатаити-рю вытирает меч большим и указательным пальцами, прежде чем вернуть меч в ножны. На последней фотографии крупным планом показано, как меч держится между большим и указательным пальцами. Излишне говорить, что это требует предельной концентрации, так как ошибка может привести к серьезным травмам.
Фото 2. Представитель Сёдзицукэн Рикатаити-рю вытирает меч большим и указательным пальцами, прежде чем вернуть меч в ножны. На последней фотографии крупным планом показано, как меч держится между большим и указательным пальцами. Излишне говорить, что это требует предельной концентрации, так как ошибка может привести к серьезным травмам.
Фото 3. Представитель Сосуйсицу-рю вытирает свой меч начисто перед тем, как выполнить ното
Фото 3. Представитель Сосуйсицу-рю вытирает свой меч начисто перед тем, как выполнить ното

Возвращаясь ещё раз к общему наблюдению за ката иай, становится ясно, что существовало множество вариаций базового нукиути-кириороси-тибури-ното, пример которого был упомянут ранее. В своей самой элементарной, но в то же время наиболее динамичной форме иай ката состоит только из нукиути, тибури и ното. Представитель иай одним молниеносным движением обнажает свой меч и повергает противника одним решающим ударом. Затем он делает тибури и, наконец, возвращает клинок в ножны, сохраняя при этом состояние высокого ментального восприятия, известного как дзансин. Более сложные модели позволяют представителю иай иметь дело с несколькими противниками (фото 4), иногда заставляя его снова вытаскивать меч из ножен, в то время как он выполняет ното, чтобы справиться с новым нападающим. Некоторые техники подчеркивают менее смертоносные упреждающие удары, например, по запястьям или пальцам противника, выводя его из строя до того, как он сможет сделать свой ход. В других случаях участники обнажают свои мечи и ставят противника в положение, которое должно заставить его понять, что любые дальнейшие действия бесполезны, поскольку это приведет только к серьезным травмам или смерти. Если последний не прекратит свои агрессивные действия, его зарубают (фото 5). В большинстве школ иай их представители обучались справляться с различными ситуациями. Иайдзюцу в целом включает в себя схемы схватки с противниками с каждого направления (фото 6), при этом представитель иай может сидеть, лежать, стоять, идти, бежать, выполнять укэми так далее. В ряде школ дзюдзюцу, которые также включают в свою учебную программу иай, иногда также используют удары, в том числе ногами. Интересным примером школы, в которой представитель иай использует технику ударов ногами в сочетании с обнажением меча (фото 7), является Сосуйсицу-рю (双水執流).Эта школа была основана Футагами Ханосукэ Масанори, который был тесно связан с Такэнучи-рю (竹内流). Его иай очень воинственный.

Фото 4 Руководство по Сэкигути Синсин-рю, показывающее, как использовать иаи для борьбы с несколькими противниками. (Любезно предоставлено Сэкигути Есио, фотография автора)
Фото 4 Руководство по Сэкигути Синсин-рю, показывающее, как использовать иаи для борьбы с несколькими противниками. (Любезно предоставлено Сэкигути Есио, фотография автора)
Фото 5. Руководство по Сэкигути Синсин-рю, показывающее, как использовать упреждающую технику иаи, чтобы угрожать или, если это необходимо, вывести из строя руку противника с мечом (слева). На фотографии справа представитель этой школы, выполняющий эту технику(Фотографии автора).
Фото 5. Руководство по Сэкигути Синсин-рю, показывающее, как использовать упреждающую технику иаи, чтобы угрожать или, если это необходимо, вывести из строя руку противника с мечом (слева). На фотографии справа представитель этой школы, выполняющий эту технику(Фотографии автора).
Фото 6 Представитель Асаяма Итидэн-рю хэйхо использует технику иай, чтобы справиться с противником, атакующим сзади (фотографии автора).
Фото 6 Представитель Асаяма Итидэн-рю хэйхо использует технику иай, чтобы справиться с противником, атакующим сзади (фотографии автора).
Фото 7. Представитель Сосуйсицу-рю, сочетающий технику батто с ударом ногой.
Фото 7. Представитель Сосуйсицу-рю, сочетающий технику батто с ударом ногой.

Обычно иай практикуется в форме хиторигэйко (одиночная практика), что означает, что представитель иай выполняет свою технику без партнера по обучению. Однако есть также ограниченное количество школ, в которых техники иай практикуются и/или демонстрируются в куми-иай (組居合)стиля, в котором техника выполняется с партнером по обучению (фото 8). Примерами второго типа являются школы Син Мусо Хаяси Дзаки-рю (神夢想林崎流)и Хаясидзаки Мусо Рю (林崎夢想流),Сэкигути Синсин-рю (関口新心流),Син Тамия-рю (新田宮流)и Асаяма Итидэн-рю хэйхо (浅山一伝流兵法). Куми-иай это версия кумитати в кэндзюцу. Некоторые школы практикуют куми-иай в позиции сидя и называют это цумэдзабатто (詰座抜刀) или цумэай (詰合). В Мусо Синдэн Хаясидзаки Сигэнобу-рю Цумэай (夢想神伝林崎重信流詰合), участники также практикуют форму сидячего куми-иай, в которой обе стороны используют вакидзаси, а не катану (фото 9).

Фото 8. Представители Мусо Синдэн Хаясидзаки Сигэнобу-рю Цумэтай демонстрируют куми-иай.
Фото 8. Представители Мусо Синдэн Хаясидзаки Сигэнобу-рю Цумэтай демонстрируют куми-иай.
Фото 9. Представители Мусо Синдэн Хаясидзаки Сигэнобу-рю Цумэтай, демонстрирующие куми-иай с вакидзаси (Фотографии автора)
Фото 9. Представители Мусо Синдэн Хаясидзаки Сигэнобу-рю Цумэтай, демонстрирующие куми-иай с вакидзаси (Фотографии автора)

В общем, несмотря на большое разнообразие техник иай, технику можно классифицировать как дза-иай (座居合),или как тати-иай (立居合). Дза-иай охватывает все те техники, в которых техники иай выполняются в положении сидя. Тати-ай охватывает целый ряд техник иай, которые начинаются из положения стоя или ходьбы. Формы в положении сидя являются предметом некоторых споров, поэтому сначала я подробнее рассмотрю некоторые характеристики сидячего иай.

ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ, САМУРАЯХ И НИНДЗЯ

В ГРУППЕ «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»

ИАЙДЗЮЦУ и БАТТОДЗЮЦУ. В ЧЁМ РАЗНИЦА?
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ16 апреля 2022

ДЗИТТЭ — ОРУЖИЕ СЕМЬИ МИЯМОТО МУСАСИ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ13 апреля 2022
СКРЫТОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ ОБЕЗОРУЖИВАНИЯ ПРОТИВНИКА
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ9 апреля 2022