Осознавание - самознание - рангриг( по тибетски) .
Есть два типа рангриг (ранг- сам, риг-знать). Первый тип - когда ты знаешь , что ешь, что идёшь, что у тебя депрессия. Осознаешь относительные факторы своего существования. Осознаешь двойственные феномены.Это самоосознавание с точки зрения относительной истины. То, что относится к относительному состоянию бытия. Ты осознаешь себя, как тело, как личность.
Человек знает, что происходит с его личностью, а не просто пребывает в безумии.
Более утонченный, обостренный тип отосительного осознавания - это шаматха.
Рангриг в абсолютном смысле - это когда ты осознаешь осознающего. То есть осознаешь саму природу осознающего, осознаешь природу своего ума.
Ясный свет природы ума - это не что иное, как ригпа. Это знание своего ума, как Дхармакайи.
И только осознав себя, как Дхармакайя, ты узнаешь ,, ясный свет" природы ума.
Если же этого нет, то это просто внимательность, относящаяся к аспекту шаматхи. Это называется ,, осознанность" и к ясному свету никакого отношения не имеет.
Когда ты осознаешь того, кто осознает, тогда это ясный свет.
Наша способность осознавать - это проявление аспекта ясности нашего ума. А ясный свет ума - это излучение ясности, которое присуще состоянию ригпа; радиация, сияние, Осел по тибетски.
Ясность и ясный свет это не одно и то же.
Ясность это способность сознания непрерывно осознавать что - либо.
Ясность это качество сознания, способность все время иметь какой- либо опыт. Аспекты пустоты и ясности ничем не ограничены.
В соответствии с кармой в нашем сознании может проявиться что угодно - и рай, и ад.
Вся эта путаница с ,, осознанностью " началась с того, что Аллан Уоллес и другие западные переводчики перевели тибетское слово ,, ригпа" , как ,, awarness". Из - за этого появилось уже целое поколение, принимающее двойственное осознавание за ригпа.
Ясный свет имеет отношение к состоянию знания. Без ригпа нет никакого ясного света.
Само - знание. - Если ты знаешь себя, как субъект,взаимодействующий с объектами, то ты практикуешь осознанность. И ясный свет природы твоего ума скрыт облаками неведения.
Если ты осознаешь себя,как Дхармакайя, то ты практикуешь Махамудру и Дзогчен и ясный свет природы твоего ума сияет беспрепятственно. Облака неведения (подлинной природы ума) удалены.