Конечно, можно рассматривать иай как еще одно искусство, с помощью которого можно убить противника, но для классического воина это было нечто большее. Суть иай заключается не в разрубании противника и не быть резаным им. В сущности, это и есть то, о чем говорит «сая-но ути». В иай есть выражение «сая-но ути кати ари», или «победа в ножнах». Это не следует принимать за слабость или бегство от противника, не обнажая собственного меча. Это означает, что представитель иай должен найти другие способы для достижения победы, прежде чем обнажить свой меч. Конечная цель представителя иай - добиться победы, не вынимая оружие, даже если противник с оружием в руках. Если это окажется невозможным, то у него нет другого выбора, кроме как убить своего противника. При столкновении с противником очень важно, чтобы представитель иай в одно мгновение прочитал его мысли. В то же время мастер иай заставит противника почувствовать его кихаку, то есть его ментальную силу и решимость, или его психологическое доминирование, чтобы вывести противника из психологического равновесия. Другой момент заключается в том, что, поскольку мастер иай держал свой меч в ножнах, а не вытаскивал его и принимал самонадеянную камаэ, его противник не имел возможности предположить, какая у того будет реакция, что заставляло его чувствовать себя еще более нервным и неуверенным. Если противник понимал, что он столкнулся с кем-то, кто превосходит его по умственным и техническим навыкам, и отступал, то победа достигалась в ножнах. Если противник упорствует и атакует, он будет уничтожен молниеносным ударом меча, идущим прямо из ножен. В любом случае победа достигается изнутри ножен. Естественно, можно было бы возразить, что не все схватки развивались так, как только что было описано, и что при внезапной атаке не было времени делать умозаключения о противнике. В таких случаях воин, естественно, отвечал мгновенно. Возможно, стоит рассматривать философские приёмы как способ оправдания существования такого искусства, точно так же, как последователь кэндзюцу хотел оправдать свое искусство и считал, что меч не забирает жизнь, а дает жизнь. В период Эдо искусство иай, из-за сочетания использования психологических уловок и превосходной работы с мечом, иногда воспринималось как загадочное и даже несколько божественное искусство или «мёдзюцу».
Источник: Серж Мол. Классическое фехтование Японии
ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ, САМУРАЯХ И НИНДЗЯ
В ГРУППЕ «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»