Вторая мысль, которую было бы логично озвучить — это, в какие конкретно сферах начать развиваться и действовать, чтобы эффективно выстроить управленческую карьеру и почему именно эти сферы.
Если вы возьмете большинство толстых учебников по менеджменту, вы увидите в них огромные наборы инструментов, таблиц, матриц, алгоритмов, подходов, которые должен знать руководитель, чтобы назваться управленцем или менеджером. Интересно, что, чем больше инструментов вы изучаете, тем больше возникает ощущение: "я знаю, что ничего не знаю". У многих руководителей закрадывается разрушительная мысль: "пока я не изучу все эти инструменты, я не могу эффективно управлять". Стремление к совершенству прекрасное качество, но здесь еще важно не упустить время, практика показывает примеры, когда в управлении не редко преуспевают люди, которые даже не имеют управленческого образования и, кстати, до определенного этапа они могут быть вполне эффективны с ограниченным набором инструментов, так за счет чего же они преуспевают?
Такие руководители работают не с жесткими последовательными алгоритмами, описанными в учебниках, а расставляют ключевые приоритеты, - этот подход позволяет им, с одной стороны, не упускать главного, но в тоже время быть более гибкими в ежедневной управленческой деятельности.
О какие приоритетах идет речь? Чтобы быть более успешным управленцем, даже не имея глубокого опыта, а при его наличии, тем более, стоит уделить внимание 4-м важным вещам, как в работе, так и в личной сфере, назовем эти четыре приоритета, сферами интеллекта, так как они требуют развития конкретных компетенций в каждой из ключевых сфер.
Во-первых, это управленческий кругозор - сфера профессионального интеллекта (professional intelligence). Здесь речь идет не только о предметной области (хотя это важный момент), но также сегодня для управления и принятия ключевых решений зачастую важнее учет глобальных факторов, понимание их влияния на твою сферу деятельности. Следовательно, обладание актуальной информацией о глобальных изменениях и системное мышление становится не менее, а чаще куда более значимым мыслительным процессом.
Во-вторых, отношения с окружающими и это сфера социального интеллекта (social intelligence). Прежде всего, речь идет о построении надежных долгоиграющих взаимоотношений с коллегами и близкими вам людьми. Долгоиграющие отношения могут строиться только на здоровых эмоциях и доверии, способности находить в людях уникальные способности, ценить и применять их для достижения общих целей.
В-третьих, это физические ресурсы и время - энергетический интеллект (energy intelligence). Возможности человека как безграничны, так и одновременно очень ограничены, я имею ввиду время, которое нам отведено, наши физические и психологические возможности. Если не научиться грамотно управлять своим энергетическим ресурсом, не пополнять его, то он очень быстро можно закончится, а еще часто бывает, что сбой происходит в совсем не подходящий для тебя момент.
В-четвертых, осознанность, а именно, ради чего ты встаешь каждый день и делаешь то, что делаешь — это ценностный интеллект (value intelligence), он задает смысловую базу для ежедневной деятельности. Этот интеллект влияет на мотивацию, убежденность, проактивность руководителя, способность вести людей за собой. Отсутствие такого вида интеллекта приводит к потере идеи, отсутствию убежденности, стержня, который так важен в истинном лидере для его окружения.
Сфокусировав свои усилия на сбалансированном развитии этих четырех видов интеллекта (Профессиональный (professional intelligence), Социальный (social intelligence), Энергетический (energy intelligence) и Ценностный (value intelligence) - PSEV) руководитель может начать действовать, принимать управленческие решения и параллельно развиваться, не упуская возможности и не теряя драгоценного времени.
Какие именно инструменты могут помочь в развитии четырех видов интеллекта, я расскажу в следующих материалах...
Ольга Цаплина - бизнес-тренер, преподаватель MBA, управляющий партнер компании Leadership Development (www.leadevelop.ru)
#лидерство #карьера #mba
Поучаствуйте в этом опросе, чтобы оценить тенденции развития четырех видов управленческих интеллектов: