Они – наши верные друзья. Мы испытываем к ним и нежность, и, конечно же, любовь. Те, у кого хоть раз был питомец, уже не могут представить себе жизнь без домашних животных. Ведь своими поступками они наполняют наши сердца теплом, а наши мусорные ведра предметами со следами зубов и когтей. А еще многие домашние животные вписали свои имена в историю, и среди них питомцы русских монархов.
Животных в царском окружении всегда было много. Картина художника Александра Швабе так и называется «Любимцы императорской семьи». Во времена Александра II она весела в передней императора в Екатерининском дворце. На полотне изображено 11 собак и одна обезьянка.
Но у каждого монарха, конечно же, были любимцы, к которым они особенно привязывались. Начнем с питомцев отца Петра I, царя Алексея Михайловича. Он был любителем охотничьих собак и больших котов. Это подтверждает и гравюра, выполненная в 1663 году чешским мастером Вацлавом Холларом.
Трогательные чувства к котам и охотничьим собакам передалась и Петру Великому. Любимцем его был терьер по имени Лизетта. Также, кстати, звали и кобылу императора, которая и разделила с хозяином все тяготы Северной войны, и участвовала в Персидском походе.
Известная история о том, как кобыла спасла Петра в Полтавском сражении. Когда окружившие его шведы уже были готовы открыть огонь, Лизетта неожиданно рванула вперед, и этим уберегла хозяина от прямого попадания вражеских пуль. Петр отделался простреленной шляпой, вторая пуля застряла в седле.
По легенде, Петр назвал кобылу Лизеттой в честь своей фаворитки при дворе саксонского курфюрста Августа II. Но это лишь исторический анекдот…
А вот еще один документально зафиксированный питомец Петра – кобель Тиран породы булленбейцер. Царь обожал все необычное и был так поражен размерами собаки-быкодава, что сразу приобрел уже взрослого пса. Он сопровождал императора в военных походах и даже умел передавать корреспонденцию.
После смерти Тирана Петр приказал сделать из собаки чучело, которое сегодня, вместе с обеими Лизеттами, находится в нашем Зоологическом музее. И пусть вас не смущает несоразмерность лошади своему высокому хозяину – чучело было неправильно набито в 1847 году.
При дочери Петра, императрице Елизавете, в царских покоях Зимнего дворца расплодились мыши и крысы. Для борьбы с ними императрица выписала себе питомцев из Казани. О ловкости местных котов-мышеловах слагали легенды.
Кстати, именно с казанских котов Елизаветы начинается славная история охранников картинных галерей. А сейчас в нашем городе ежегодно отмечается праздник – День Эрмитажного кота.
Следующая дама, взявшая Зимний, Екатерина II, была поклонницей левреток. Самую знаменитую из них звали Земира. Имя свое она получила в честь героини оперы-балета по мотивам сказки «Красавица и чудовище». Екатерина баловала свою любимицу, позволяя ей что угодно, наряжала собаку в дорогие костюмы и даже в драгоценности.
Императрица в компании с Земирой частенько прогуливалась по Царскому селу. Там же, у Пирамиды, Земира и была похоронена. Так впервые в России появилось кладбище домашних животных.
Внук Екатерины, император Николай I, в одном из своих первых указов, распорядился для любимых коней своего брата Александра отстроить в Царском селе пенсионерские конюшни. Затем, для них же, было организовано целое кладбище: последнее, 122 погребение, датируется 1915 годом.
Все Романовы были страстными охотниками, все обожали собак. В историю вместе с Николаем I, вошел и его любимый пес Гусар. Не удивляйтесь, пудель в начале 19 века – это самая настоящая охотничья собака, работающая в основном по уткам.
Кстати, чтобы поощрить кого-то и сыновей, Николай разрешал спать на месте Гусара – на шинели рядом со своей кроватью. Поощрение по современным меркам, конечно, весьма сомнительное…
Александр II тоже в собаках с детства души не чаял. Его главным любимцем был черный сеттер Милорд, образ которого запечатлен в десятке картин, фотографий и скульптур. В 1867 году Александр II отправился на Всемирную выставку в Париж, и впервые оставил Милорда дома.
На императора в Париже произошло покушение, но он остался жив. А вот пес так тосковал по хозяину, что перестал есть и умер. Считается, что его род продолжила собака Дора. Лев Толстой взял себе щенка Милорда у своего свекра, дворцового доктора Андрея Берса.
А вот Александр III был поклонником лаек. Любимую собаку ему привезли с Дальнего Востока матросы крейсера «Африка». Белая с подпалинами камчатская лайка получила имя…Камчатка, и стала настоящим членом семьи. Собака жила прямо в покоях Александра III в Гатчинском дворце, что порой возмущало придворных.
Осенью 1888 года произошла железнодорожная катастрофа около станции «Горки». Члены царской семьи чудом остались живы, но в той трагедии погиб 21 человек и Камчатка.
«Разве из людей у меня есть хотя бы один бескорыстный друг; нет, и быть не может. А пес может быть, и Камчатка был такой!» - это из письма императора супруге Марии Федоровне, спустя 4 года после трагедии.
Историки много писали о любви трепетной заботе Николая II и всей его семьи о питомцах. В Царском селе у Романовых был целый зоосад.
Из архивов известно, что особую любовь император питал к колли по кличке Иман.
В 1914 году у Романовых появился новый всеобщий любимец – спаниель Джой. Пес до последнего был вместе с хозяевами, сопровождал их в Тобольской ссылке, а позже отправился с ними и в Екатеринбург. В отличие от своих хозяев, пес выжил после страшной ночи в подвале Ипатьевского дома. Он был вывезен полковником Белой армии Родзянко из России и до старости жил в Англии.
Большевистским лидерам тоже не была чужда любовь к братьям нашим меньшим, но об этом как-нибудь в другой раз…
Буду очень благодарен вашей подписке на мой канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на Telegram канал, где ежедневно выходят мои аудио-подкасты, репортажи и короткие видео на тему истории и личной жизни.
Увидимся на канале!