Эффективность процесса общения очень часто упирается в барьер понимания, когда люди, вступившие в общение, используют разные системы знаков. Проще говоря, разговаривают на разных языках или вкладывают в одни и те же слова разный смысл.
Оказывается, эта же проблема может коснуться и общения человека с искусством, потому что у каждого вида искусства есть свой язык, и чтобы полноценно воспринимать произведение, надо этот язык знать.
Наше поколение столкнулось с этим в вопросах чтения произведений русских классиков: в дореволюционных гимназиях преподавали греческий язык и закон божий. Поэтому произведения русской классической литературы изобилуют образами греческой мифологии и библейских сюжетов. Нам же, воспитанным в атеистических традициях, образы эти были непонятны. Наверное, еще и поэтому процесс общения с русской литературой был не столь эффективен, как хотелось бы.
Лично для меня было новостью, что и у академической живописи есть свой язык, который дореволюционные гимназисты хорошо понимали. Например, если герой на картине движется справа налево, значит, он едет домой. Вот Иван-царевич на картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» возвращается домой.
Герой полотна того же В. Васнецова «Витязь на распутье» едет из дома, потому что направление его движения на картине – слева направо.
Абстрактное искусство ввело собственный язык. Вместо изображения реальных предметов абстракционисты используют систему формальных элементов: линия, плоскость, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация, а отношения между этими элементами и составляют основу выразительности произведения.
Считается, что абстрактное искусство появилось в начале ХХ века. Но вот абстрактные орнаменты встречаются уже в древности. Когда-то значение этих орнаментов было понятно всем, для нас же они уже утратили смысл (в случае древних орнаментов) или еще не приобрели (в случае абстрактного искусства).
Поэтому часто мы пытаемся понять (скорее угадать) что на картине изображено, вместо того чтобы просто наслаждаться впечатлением. На самом деле, художник и не собирался ничего изображать, он просто так чувствовал.
Пользуйтесь моментом, общайтесь с абстрактной живописью. Не каждый день вам выпадает случай сказать: «Я зритель, я так чувствую» и стать при этом единственно правым в своем роде.
Треугольник на картине В. Кандинского, на мой взгляд, идет из дому (Я зритель, так и чувствую его движение слева направо под звуки бодрящего марша).
@chelmusart #Кандинский #КандинскийвЧелябинске #выставкаКандинского #Кандинскийцветозвуки