Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Отношение к детям в разную эпоху: почему детей на картинах изображали «уродливыми»? И как выглядела первая книга о воспитании

Все дети на картинах «уродливые»

Как-то нам написали вопрос: «Почему все дети на картинах такие уродливые?» И действительно, есть в истории искусств миловидные младенцы, как на картинах Рафаэля, но также существует большое количество работ, где дети изображены иначе, не такими, какими мы привыкли видеть их сегодня.

Не всегда отношение к детям было такое же, как в XXI веке. В разные периоды оно менялось. Это изучают такие науки, как антропология или социальная история.

В социальной иерархии Древнего Рима дети считались низшими существами. Только после семи лет они могли принимать участие в семейной жизни. Тем не менее, отец семьи, согласно закону pater familias, имел право как на жизнь, так и на смерть своего ребенка в любом возрасте. Сам же ребенок не имел никаких юридических прав, пока был жив его отец. Детоубийство и отказ от ребенка также было распространено. Однако, несмотря на такое отношение к детям, мы находим сегодня множественные предметы, изображающие детей. Также находятся и вотивные предметы, которые, вероятнее всего, приносились божествам в качестве благодарности за рождение ребенка или с просьбой излечить малыша. С приходом и распространением христианской веры в Римскую Империю пришло и отношение к детям как к живым существам, имеющим душу, так как все равны перед Богом. С 374 года детоубийство стало запрещаться законом и караться наказанием.

(...) Если обобщать, среднестатистический вывод историков следующий: отношение к детям в Средние века, несомненно, было более гуманным, нежели в античном Риме, однако детям все же уделялось не так много внимания, а то, что первые годы жизни и воспитание детей может как-то повлиять на их будущий характер, не укладывалось в голове людей тех времен.

Birmingham Museums Trust/unsplash.com
Birmingham Museums Trust/unsplash.com

Примерно к XV веку семья перешла из разряда социального и общего в раздел личной и интимной жизни человека. В это же время начинают появляться заказы на семейные портреты и отдельные портреты реальных детей. K концу XVII и началу XVIII века происходит переосмысление отношения к ребенку. В этот же период государства начинают финансировать сиротские приюты. В 1693 году философ Джон Локк выпустил книгу «Мысли о воспитании», которая включала в себя письма его другу с советами о воспитании ребенка. Там он рекомендует с самого рождения ребенка серьезно отнестись к его воспитанию, быть нежным, избегать физических наказаний и читать детям книги, например, «Басни» Эзопа. Его произведение оказало большое влияние на образовательный процесс XVII и XVIII веков.

Закрепившиеся христианские ценности, влияние гуманизма и новые философские мысли, улучшение жизненных условий и снижение смертности постепенно привели к изменению отношения к детям и их воспитания.

Материал взят из книги «Развенчиваем мифы и стереотипы об искусстве. Прокачай свой Арт-Интеллект» Александры Орловой (16+)

Все женщины на картинах — голые, дети — уродливые, почти все гениальные художники — мужчины, обязательно бедные и голодные, а современное искусство — детская размазня и маркетинг. В этой книге собраны 10 стереотипов, которые встречаются в искусстве и заставляют зрителей мыслить шаблонно. Авторы развеют эти мифы, расскажут, как было на самом деле и объяснят, что послужило формированию такого мнения.

• Если вы новичок в мире искусства, книга послужит отличным стартом. Через примеры стереотипов вы сможете создать базу знаний, разобраться в ключевых моментах живописи, чтобы в будущем критично рассматривать информацию на бесконечных просторах интернета. Вы будете с любопытством и предвкушениям посещать музеи мира.

• Если у вас уже имеются знания, книга поможет их систематизировать, дополнить, взглянуть на мир искусства с другой стороны и то, что уже было известно обретет новый, возможно неожиданный смысл.

Эта книга для любознательного читателя, который желает узнать больше о культуре нашего мира, хочет мыслить вне категорий и развить свой творческий интеллект.

Добро пожаловать в обогащающий мир искусства!

Прочитать отрывок или купить книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000vn3

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Почему «никто не берется за реставрацию» всеми известной картины «Мона Лизы»? Разбираем все загадки картины

Почему Леонардо да Винчи, будучи гением, прожил жизнь бедно?

Каков символ Москвы? Откровенный ответ от Ирины Антоновой

Почему если художники, то обязательно бедные и голодные? У них стабильный заработок! Разрушаем главный миф!

Почему всем волшебникам обязательно иметь волшебную палочку? Самая известная история о подростке