Найти тему

Заметки об образовательном событии "Птичий день" №5

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ В ПОДРАЖАНИЯХ ДЕТЕЙ

Делюсь ещё одним текстом с птичьего дня. Тоже довольно хорошо впоследствии отредактированным.

Предыстория. Эту компанию детей во время работы очень затягивал басенный сюжет. Чтобы они не делали, всё их сбрасывало на уже имеющуюся дорогу, что вызывало у них протест.

Они хотели сами, своё, но заданная рамка не давала никак им это сделать. Тогда-то я и подкинула ребятам идею того, что текст может быть о том, как выглядит сыч, что с ним произошло когда-то, отчего он теперь выглядит так. И такая идея их примирила, она дала им возможность проявиться. И вот что из этого получилось:

Куропатка, Щегол и Сыч

Раньше сыч охотился утром и воровал птенчиков, пока их родители искали еду. Но однажды приключилась такая история.

Куропатка и Щегол улетели искать пищу, а птенчиков спрятали среди кочек. Нашли, что на завтрак съесть, полетели обратно к малышам и видят, что Сыч уже заприметил птенцов. И тогда Куропатка со Щеглом напали на Сыча и отогнали его. Они так сражались за детей, что довольно сильно потрепали Сыча. Тот был посрамлён и испуганно таращил глаза вдалеке от птенчиков Щегла и Куропатки.

И с этого времени Сыч не охотится по утрам. Из-за этого происшествия он делает это только вечером. Сыч остался навсегда пёстрым, так отросли выщипанные в драке перья. Он теперь не моргает, как будто не может забыть страх, который вселили в него разгневанные птицы.

Над выделенным предложением все редакторы очень потрудились, им нужно было избавиться от большого количества повторов и выразить через слова сочувствие к птенцам и их родителям. Мне кажется, что вполне удалось это сделать. Слово «заприметил» в значении «вот-вот нападёт» тоже дети отыскали. Слово «посрамлён» предложила я, дети сказали, что слово какое-то совсем старое, но оно создаёт впечатление, что эта совершенно новая сказка тоже как бы старая.

Вообще разъяснение окружающего средствами донаучного знания очень детям нравится, конечно. Басня всё же сложнее в разы. С басней надо какой-то опыт отношений иметь. И не только отношений, но и их количества, анализа этого количества, чтобы можно было какую-то мораль выводить. Басни получаются не у всех, и тогда этиологическая сказка очень приходится кстати!