Начало тут:
И тут:
9) Неадекватная возрасту реакция на книги; неспособность «высидеть» прочтение книжной сказки, представления или фильмы, соответствующие физиологическому возрасту (перевозбуждение, отсутствие интереса, быстрая утомляемость).
В возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет попытки ребенка слюнявить, грызть, рвать, ломать и всячески портить книги ожидаемы. Особенно если режутся зубы и другой бумаги для рванья и развития моторики не дают. Но если ребенок и в 2,5 года целенаправленно рвет, сосет и грызет книги, и слушать книжные истории не хочет ни в чьем исполнении, то такое поведение может указывать на задержку психического развития (ЗПР). В нашем случае так было со вторым сыном.
ЗПР — это пограничное состояние между нормой развития и умственной отсталостью. ЗПР со временем можно ликвидировать, а можно — усугубить. Кроме того, за задержкой психического развития может скрываться и более тяжелое состояние психики, к примеру, аутизм. Поэтому стоит привести ребенка на прием к психиатру.
Мой старший сын, у которого основной диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), в 4 месяца перевозбудился до истерики, всего лишь потрогав несколько минут книжку с картинками и вставками разных тканей. С 11 месяцев он понимал, что такое книга, но слушал и рассматривал книжки с картинками с возбуждением, за героев и финал переживал как будто речь о нем самом. Сказку "Колобок" после первого прочтения долго пролистывал и слушать не хотел, такой ужас она на него навела (своевольного героя-хвастуна сожрала хитрая обманщица).
Театральные представления в детсадовском возрасте сын до конца высиживал едва-едва, водили только по предварительной рекомендации сотрудников театра. Книги, читаемые вслух в этом возрасте, сын с СДВГ готов был слушать главу за главой, периодически отвлекаясь (сбегать попить, в туалет и поговорить). О кинотеатре с его быстрым перевозбуждением и истощением психики до 7 лет и речи быть не могло. Всю начальную школу доминировали домашние кинопоказы, растянутые на несколько частей (дней). Психиатр, который осматривал его в 10 лет из-за участившихся нервных срывов, подозревает "хорошо пролеченный синдром Аспергера".
10) Неадекватная возрасту речь или ее отсутствие. Задержка речевого развития (ЗРР) может оказаться маркером психического расстройства, но необязательно это будет РАС. А при синдроме Аспергера никакой ЗРР может и не быть.
11) Неспособность освоить велосипед в том же возрасте и в той же мере, что и нормотипичные ровесники.
Велосипед очень хорошо показывает уровень развития двигательного контроля и праксиса (целенаправленных двигательных актов) у ребенка.
Сейчас многие родители сами искусственно задерживают физическое развитие своих детей, уже способных к ходьбе: постоянно таскают на руках, перевозят на автомобиле, санках, в коляске и так далее. Кому-то не хватает терпения ждать, когда ребенок научится ходить быстро и не спотыкаться, а кто-то — слишком сильно переживает за каждую ссадину. Поэтому в школу дети приходят слаборазвитыми в физическом плане. Это не только мои наблюдения, но и мнение школьного учителя физкультуры, работающего с начальными классами. Такие дети велосипед могут не освоить к 2-3 годам, потому что мышцы ног привыкли к маленькой нагрузке.
Но если физическая нагрузка дается ребенку достаточная (он пошел вовремя, везде ходит сам, часто гуляет пешком и ходит в садик своими ногами), а управлять велосипедом в 3 года не может, то пора заподозрить проблемы с нервной системой и тонусом мышц. Как минимум сводить ребенка к хирургу-ортопеду и неврологу.
Мой нормотипичный сын велосипед освоил быстро: после нескольких показов и проб сил в квартире мальчик, которому до двух лет не хватало нескольких месяцев, бодро поехал на велосипеде по тротуару сам. Но мы видели полуторагодовалого мальчика, который также успешно катался на велосипеде.
Сын с СДВГ в том же возрасте осваивал велосипед тяжело. Много раз приходилось показывать, подкатывать сзади. Не сразу он смог совместить кручение педалей и управление рулем, долго накачивал ноги, что-то из навыков забывал. Не один сезон ушел на повторение и поддержание навыков. Позже, в музыкальной школе были схожие трудности с инструментом: надо было одновременно прямо держать спину и голову, фиксировать инструмент ногами и работать руками со струнами и смычком. На это ушла не одна четверть (и даже не один год), был постоянный контроль с моей стороны и со стороны преподавателя.
Сын-аутист вместо педалей упорно использовал ноги и, по совету психиатра, ему купили самокат. Первый сезон в свои 5 лет сын откатал неестественно прижимая конечности к туловищу. Траектория самоката отклонялась то влево, то вправо. Приходилось следить, чтобы он вовремя менял ноги, во избежание перекоса позвоночника. Два года он не использовал задний тормоз (не мог передвинуть на него ногу во время езды).
12) Примитивность игры.
Ребенок взрослеет, а игры его остаются такими же простыми, как и раньше (ку-ку, прятки, догонялки, махание оружием). Он с недовольством участвует в более сложных играх (сюжетных, ролевых), часто отказывается от участия в них, не может придумать подобные сам. Частая первая реакция на что-то новое — отказ.
Скапливается много игрушек одной тематики, размера или цвета. При этом несмотря на увлеченность тематическими игрушками интерес к игре с ними угасает (стоят на полке, валяются на полу, складируются в пакеты). Это могут быть крышки от бутылок, машинки, динозавры, танки, флаги, принцессы...В этом всегда надо делать поправку на пол ребенка, потому что в настоящее время диагностика аутизма у девочек и взрослых женщин поставлена значительно хуже, чем у мальчиков и взрослых мужчин.
13) Замкнутое или агрессивное поведение на детской площадке; "невоспитанность" в общении с незнакомыми людьми.
Любой ребенок может увлеченно ковыряться один в песочнице. Но если тот же самый ребенок не реагирует на попытки познакомиться со стороны подошедших детей, шарахается, отгораживается, уходит, прячется, нападает в ответ, то стоит понаблюдать за ним повнимательнее и отвести хотя бы к психологу. Причиной такого поведения может являться расстройство аутистического спектра, шизотипическое расстройство, тревожное расстройство или что-то иное. Многое можно будет понять по рисункам ребенка и специальным тестам ("Несуществующее животное"), которые проводят психолог и психиатр.
Обратное поведение (ребенок, который прежде молчал и не проявлял интереса к общению, при виде незнакомцев из раза в раз начинает бросаться к ним и навязывать общение с собой) также должно насторожить. Особенно, если ребенок не учитывает возраста незнакомцев, пола, настроения и занятости, влезает в чужие разговоры со своей репликой, которая никакого отношения не имеет к теме беседы, и, высказавшись, резко замолкает. Или, вопреки инстинкту самосохранения, бросается в кучу агрессивно играющих детей более старшего возраста (трехлетний малыш — к школьникам). Такое поведение у аутистов называют «аутизмом наизнанку». Но это может быть и признаком СДВГ. Точку в этом вопросе может поставить только психиатр.
#психическое расстройство #задержка психического развития #задержка речевого развития #диагностика аутизма #сдвг #тревожное расстройство #шизотипическое расстройство