Один из моих учителей, когда- то мне рассказал, что товар -это зло. Это стало для меня открытием, и вызвало много вопросов. Тогда мы начали рассуждать:
- товар надо хранить, и это расходы;
- Товар надо учитывать, снова расходы;
- Товар надо перерабатывать- принимать, выдавать, инвентаризацию проводить. Опять платим за все эти операции.
- Товар ломается, теряется - списание проводим, снова денежки требуются.
Таким образом товар становится каждый день дороже.
Товар- это не деньги, чтобы он превратился в денежные средства, его надо продать, а это не так просто и совсем не дёшево. Сложные организационные системы занимаются реализацией товара в различных компаниях.
Чем быстрее товар выходит с полки, тем быстрее возвращаются денежные средства.
Рассмотрим ошибки, которые встречаются чаще всего.
Очень большой ассортимент.
В маркетинге есть правило: Меньше товара - меньше путаницы - больше клиентов.
Это связано с тем, что когда перед покупателем возникает сильно большой ассортимент, ему трудно сделать выбор, время для принятия решений сильно увеличивается, и покупка срывается.
В B&B бизнесе менеджеру сложно продавать более 600 наименований.
Ассортимент должен быть логичным и понятным, тогда не придется решать проблему неликвидов.
Никто не следит за оборачиваемостью товара.
Срок, за который товар реализуется полностью с момента поступления, называется оборачиваемость. Этот показатель обязательно должен быть рассчитан для каждого наименования. Логистическую цепочку надо выстраивать таким образом, чтобы товар хранился наименьшее количество времени.
Оборачиваемость надо контролировать постоянно, не реже одного раза в неделю проверять фактический показатель и плановый. Если фактический показатель больше планового, принимайте меры немедленно, пока это не превратилось в большую проблему.
Боятся снизить цену на не ликвидный товар, пытаясь до последнего заработать, как можно больше.
В продолжение вопроса про оборачиваемость, встречается ситуация, когда не принимается никаких мер для быстрой реализации товара с низкой оборачиваемостью, и вот он лежит на полках несколько лет. Все потому, что очень надо заработать на нем много денег, но кто-то посчитал сколько потеряет компания на хранении товара?
Посчитали какая рентабельность денежных средств в вашем бизнесе? А ведь денежки, замороженные в товар не приносят прибыль.
Кроме того многие пользуются банковскими кредитами для увеличения оборотных средств, и это проценты по кредиту, когда деньги просто тухнут в товаре.
Необходимо немедленно принимать мены для реализации товара, который снизил оборачиваемость, вспомните чёрную пятницу в Америке, хороший пример, как можно избавиться от не ликвидных остатков товара.
Заказ товара оторван от продаж - продавать приходится то, что привезли на склад.
Классическая ошибка не правильное построение системы закупок - это когда решение по закупкам принимает департамент закупок, а потом департаменту продаж приходится продавать то, что им привезли.
В корне не правильная система. Товар - это для покупателя, а с покупателем работает отдел продаж, именно он должен поставить задачу отделу закупок чего и сколько им требуется для продаж.
Товарные запасы - это мина замедленного действия, если с ними не правильно работать. Когда эта мина рванет, от бизнеса может ничего не остаться.