Кино про работу российского инструктора в Сирии, в том числе на тему разминирования Пальмиры. Еще один случай, когда военный фильм по недавнему материалу выходит лучше, чем современные постановки про Великую Отечественную.
В 2016 году в Сирии инструктор Дима (Александр Робак) обучает молодых саперов. Сразу после экзамена большая часть его группы уничтожена. У Димы плохо с головой, и его почти отправили домой. Но потом он напросился дойти до Пальмиры.
Капитан Константин Жилин (Павел Чинарёв) по приказу генерала берет Диму с собой, хоть и недоволен: старый знакомый не умеет работать в команде и бесит своим непослушанием.
– Хочу представить: легенда саперного дела Дмитрий Шаберов, – говорит Костя. – По кличке Уже. Сапер ошибается раз. И Дима у нас ошибся. Сколько уже?
– Четыре.
А бойцу Макарскому (Александр Метёлкин, «Перевал Дятлова») Дима нравится. Группа движется по шоссе Хомс – Пальмира. По пути –апельсиновый сад, газовая станция, храм третьего века, Джебла, какой-то городок. И куча неприятностей. По ходу дела для романтики Дима звонит местной жительнице Джамиль, с которой недавно познакомился.
Андрей Кравчук набил руку на батальном кино. На этот раз у него нет задачи делать эпопею, как в «Адмирале», в десятки раз больше массовки и возможностей для жести в кадре, чем в «Викинге», который выглядел словно не историческое кино, а игра в Warcraft с небольшой кучкой юнитов. Не давят исторические условности как в «Союзе спасения», из которого боевик, конечно, не сделаешь.
На этот раз получился батальный экшн, блокбастер с кучей тяжелой и легкой техники, с самолетами на базе Хмеймим, с мощной массовкой, с драйвовыми сценами взятия Пальмиры. Немало насыщенных кадров с движением людей и техники на нескольких планах, с пылью, дающей плотность, с цветами, передающими жару.
Есть, правда, некоторое количество дерганных операторских приемов, вносящих некоторую телевизионную несерьезность. И наоборот – избыточно много замедленного движения в сценах со взрывами.
Постановщик идет в стиле боевика, раскладывая взрывы по полочкам, рассматривая их со всех сторон: самый первый взрыв длится на экране целую минуту. Такой подход к показу работы сапера. Это далеко от сурового реализма «Повелителя бури», в том кино рапидная съемка тоже есть, но в целом «взрывной» экшн у Бигелоу в разы скромнее.
Фильм Кравчука передает привет Кэтрин Бигелоу через плюшевого игрушечного верблюда, который и у него свидетель важных сцен, но «Повелитель бури» – профессиональная драма, а российский фильм –авантюрно жанровый, экшн-блокбастер, да еще с элементом детектива.
Мера условности примерно как в тоже достойном военном экшне «Турист». Это нормально. Премию не дадут, зато зрители взбодрятся. И за державу не обидно, в том смысле, что кино обходится без топорного ура-патриотического агитпропа. Просто показывают мужиков, увлеченных службой, да еще местами неравнодушных к сирийской архитектуре, которую пытаются в числе прочего пытаются защитить от разрушения.
В России фильмы о недавних войнах снимают лучше, чем про ВОВ, если вспомнить «Балканский рубеж», «Братство». И даже «Небо», которое в бытовой части и флешбеках пошленько собрано из западных клише и вялых лозунгов, в плане показа боевых действий смотрится неплохо.
Может, так и должно быть. И даже отчасти имеющаяся в новом кино дичь со временем может считаться присущей этому периоду времени частью киноязыка. В тех же «Они сражались за Родину» и массе других военных фильмов немало устаревших приемов, которые делают классику классикой, но при повторе будут выглядеть нелепо.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!