Забегая вперед, хочу сразу сказать, что проблемы с коммуникацией возникают только, как следствие нарушения ряда высших психических функций. А чтобы лучше понять каких именно и где кроется основная причина этих проблем, давайте рассмотрим коммуникацию, как процесс.
Коммуникация предполагает обмен информацией, как минимум между двумя участниками (или бОльшим количеством, если это группа).
Возьмем пример диалога.
1️⃣ Первый участник передает второму информацию посредством жестов, мимики, речи. Для этого у первого участника задействованы:
✅ Мыслительная функция - анализ того, какую информацию необходимо передать, что необходимо сказать, показать.
✅ Моторная функция - управление телом, голосом.
2️⃣ В этот самый момент у второго участника, воспринимающего данную информацию, задействованы:
✅ Сенсорная функция - зрение, слух;
✅ Мыслительная функция - анализ увиденного, услышанного. Выработка обратной реакции.
Далее происходит тоже самое, но уже со стороны второго участника. То есть получается такой постоянный взаимообмен по кругу, который задействует сразу множество функций, однако самые основные:
1️⃣ Сенсорная
2️⃣ Мыслительная
3️⃣ Моторная
То есть, когда возникает нарушение в какой-то из них, страдает вся коммуникация. А коммуникация это не только общение со сверстниками, игра, это еще и весь процесс обучения (педагог рассказывает, показывает).
Как определить в какой части находится нарушение и как с ним работать?
Сенсорная дисфункция.
Как определить?
🔴 Вы обращаетесь к ребенку, а он как будто вас не слышит.
🔴 Вы общаетесь с ним и в какой-то момент ребенок теряет нить разговора и отвлекается на что-то другое или просто «уходит в себя» (привет «счастливым» обладателям диагнозов аутизм, РАС и иже с ними, это про вас. В большинстве случаев, это оказывается именно сенсорная дисфункция, а не аутизм в классическом, генетическом его виде)
🔴 Ребенок, как будто не видит окружающих, не адекватно воспринимает пространство: отсутствие страха высоты, чувства опасности и т.д.
🔴 Неадекватная реакция на сенсорное воздействие: звуки, места, прикосновения, вкусы и т.д.
Как работать?
🟢 Ежедневная работа по сенсорной интеграции. Тема очень обширная, ознакомиться с ней подробно можете в моей книге или на моих эфирах по сенсорной интеграции. Также обращаю ваше внимание, что это не та СИ, которая предлагается в реабилитационных центрах. Кабинетный формат никогда не даст нужного нам эффекта. Это сенсорная интеграция, которую вы сами осуществляете ежедневно в течение дня с ребенком.
Мыслительная дисфункция.
Как определить?
🔴 Ребенок слышит, но выполняет инструкции неправильно.
🔴 Ребенок хорошо вас воспринимает, но дает не верные ответы или реакции.
Как работать?
🟢 Отрабатываем каждую конкретную ситуацию, где ребенок дает неверную реакцию. Показываем, как он должен реагировать правильно и много кратно повторяем, пока ребенок не запомнит и без подсказок не станет выполнять (отвечать) правильно.
Моторная дисфункция
Как определить?
🔴 Ребенок вас видит, воспринимает (взгляд сконцентрирован), понимает, но ему физически трудно ответить.
🔴 Попытка есть, но жест неуверенный, несформированный.
🔴 Вместо слов, ребенок мычит, стонет, плачет изо всех сил пытаясь объяснить, что он хочет.
🔴 Затруднено выполнение упражнений на крупную, мелкую моторику.
🔴 Слабая имитация.
Как работать?
🟢 Ключевой принцип – повторения! Показываем и просим многократно повторить.
🟢 Если плохо с имитацией, первое время делаем рука в руке.
🟢 В случае работы с артикуляционным аппаратом, есть масса приспособлений, которые помогают в формировании тех или иных звуков.
Нейротипичному ребенку может быть достаточно 5 раз и он уверенно выполняет, нашим может понадобиться 105 раз, чтобы освоить навык. Но это не должно вас останавливать.
Моторика это все, что связано с управлением телом: руки, ноги, пальцы, голос, мимика и т.д.
На практике, проблема с коммуникацией обусловлена не какой-то одной из указанных выше функций, а их сочетанием в разной степени. Поэтому, если вы действительно хотите наладить полноценную коммуникацию у ребенка, необходимо работать комплексно.
‼️ В связи с этим, в каждую индивидуальную программу, которую я разрабатываю для ребенка, включается сразу несколько блоков, которые прорабатываются параллельно: моторный, сенсорный, коммуникационный, нейрокоррекционный и другие. Вместе они дают общий результат развития ребенка в десятки раз более успешный, чем если заниматься каждым по отдельности.
⁉️ Как самостоятельно составить правильную комплексную программу и пошагово выстроить самостоятельную работу по ней, без привлечения помощи специалистов, я подробно рассказываю в своей книге "МИР ПО-ДРУГОМУ!Руководство для самостоятельной коррекционной работы с особенными детьми".