Написать этот пост меня побудило сочинение ученика 5 класса, очень начитанный и образованный мальчик представил сочинение-рассуждение о героях рассказа И.С. Тургенева. Мы, преподаватели и учителя, привыкли рассматривать это произведение в историко-культурном контексте, а как проникновенный текст откликнется в душе современного ребенка - таким вопросом редко задаемся. Вот вам и опыт феноменологического анализа, когда текст «не равен себе», но не менее значим в формировании читательского опыта, в развитии души человеческой.
Многие дети в десятилетнем возрасте еще не способны воспринимать этот рассказ в символической форме, а некоторые и вовсе практически напрямую ассоциируют себя с собакой. Неизбежно возникает вопрос: «Почему Герасим утопил Муму?», «Почему не ушел вместе с ней от барыни?». Получается, что это третий важнейший вопрос русской литературы после «Кто виноват?» и «Что делать?».
Удивителен тот факт, что этой маленькой собачке посвящено несколько памятников, и не только в России. Не каждый литературный герой удостоился такой монументальной памяти.
Проникновенные памятники Муму - символ верности, любви и преданности человеку.
Вот почти экзистенциальный вариант прочтения тургеневского образа в Санкт-Петербурге.
Хозяин будто снял дворницкий фартук, тяжелые сапоги и зашёл на минутку в питейное заведение, в то время как преданный пёс ждёт его на улице. Но здесь нет воспроизведения факта действительности, важнее другое: собачка тут реальная, а человека-то нет. Потому что Герасим не смог преодолеть зависимость от обстоятельств, тем самым утратил человечность. Верность Муму тут абсолютная, идея утраты идентичности тоже абсолютная.
А вот верная Муму в доме-музее И.С. Тургенева на Остоженке.
Всмотритесь, насколько насторожен взгляд Муму: в нем недоверие и упрек. В её взгляде читается тревога, а поза выглядит нерешительной и неловкой, словно она догадывается о своей печальной судьбе.
«Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее,… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки….»
Читать эти строки ребенку больно, понять – сложно.
И вот что пишет ученик 5 класса: «Во французском городе Онфлере есть памятник, посвященный «всем одиноким сердцам» - это тургеневская Муму с хвостом русалки. Его авторы режиссер Юрий Грымов и скульптор Владимир Цесслер неслучайно выбрали образ собачки, беззаветно любившей своего хозяина и умершей от его руки. Но памятник вселяет надежду, что Муму возродилась, может быть, спаслась…
И.С. Тургенев посвящает свой короткий трогательный рассказ отношениям между глухонемым дворником и его питомицей. Она появляется в жизни Герасима как символ веры в чудо и надежды на счастье, привносит радость жизни и истинные чувства в его существование. Когда его возлюбленная Татьяна ускользает от него, вынужденная выйти замуж за пьяницу, жизнь дает Герасиму второй шанс. Размышляя о характере и поступках Герасима, я думаю, что жизнь с самого начала давала ему нелегкие испытания, сделав его глухонемым. Он не мог слышать и говорить не только физически, но и душевно. Он старался найти свое счастье, но не смог сделать счастливыми своих любимых».
И не нужно думать, что наши дети не умеют читать, понимать, рассуждать. Сколько искренности и глубины мысли в этом детском сочинении.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ