Изучая материалы о влиянии цифровых технологий на работу мозга, я частенько натыкалась на ободряющие предсказания, что мозг человека адаптируется к новой реальности и начнёт действовать более эффективно.
Что ж. Мы успешно адаптировались, но вместо усовершенствованных мозгов, которые ожидались, получили пока только цифровое слабоумие или цифровую деменцию («digital dementia»). Термин "цифровая деменция" ввёл Манфред Шпитцер – невролог и психиатр. Он продолжил дело южнокорейских исследователей, которые спохватились раньше всех и первые начали исследовать негативное влияние использования гаджетов. Вот что пишет сам Шпитцер:
"Гаджеты призваны облегчить нам жизнь, но их коварная опасность в том, что их использование приводит к постепенному разрушению нейронных связей из-за отсутствия нагрузки на мозг. В последствии этого и наступает цифровая деменция — заболевание, которое сопровождается расстройствами памяти, сложностями в восприятии информации и отсутствием критического мышления".
Вот это поворот! Но об этом так мало пишут и говорят. И обычные люди не бьют тревогу. Потому что цифровой мир, в котором мы живём – ещё тот иллюзион. Благодаря цифровым технологиям и доступу к знаниям всего мира мы ощущаем себя не глупеющими, а наоборот, очень умными. Почему так?
Схема тела.
Схема тела – это понятие физиологии, которое ввел невролог Генри Хэд. Если коротко: схему тела строят нейроны головного мозга человека на основе совокупной информации от органов чувств. Это схема нас самих, которую бессознательно строит мозг сам для себя. Зачем? Чтобы ориентироваться в пространстве, двигаться. Вы ведь сразу, на глаз определяете, дотянется ваша рука до предмета или нет - это работает схема тела, созданная вашим мозгом. Схема постоянно обновляется во время движения тела. Схема тела также играет важную роль в интеграции и использовании инструментов людьми.
Остановимся подробнее на последнем пункте. Когда вы берёте в руки какой-то инструмент – молоток например - мозг меняет схему тела и присоединяет молоток к вашей руке. Мозг начинает воспринимать руку длиннее. Инструмент внедряется в вашу схему тела, как часть вашей руки. Это свойство нервной системы активно исследовалось:
«…Исследователи в области медицины и здравоохранения Франции и Университета Клода Бернара в Лионе предположили: если мозг включает используемое человеком орудие труда в схему тела, двигательные и сенсорные реакции до и после работы должны различаться.
Чтобы проверить эту концепцию, ученые предложили добровольцам в течение некоторого времени использовать длинный механический захват для перемещения предметов. Оказалось, что после работы с захватом участники воспринимали свою руку более длинной, чем она есть, что, однако, не мешало им нормально ей пользоваться. Более того, при закрытых глазах люди воспринимали прикосновения к локтю и кончику среднего пальца руки, в которой находился захват, как если бы эти точки находились дальше от туловища, чем на самом деле…»
Мало того, мозг опытного водителя включает в схему тела даже автомобиль.
Вот такой мозг хитрец. А если без шуток, то именно благодаря схеме тела и включению в неё предметов, мы можем виртуозно пользоваться орудиями - от зубной щётки до скрипки.
Всемирная сеть как часть мозга.
Если даже автомобиль включается мозгом в схему тела, давайте проведём аналогию с цифровыми гаджетами. Вполне допустимо, что мозг человека уже давно воспринимает их (и выход во Всемирную Сеть), как неотъемлемую часть себя – не зря же ходит шутка (или не шутка?) что многие без смартфона уже «не ориентируются в пространстве».
Интернет, из-за постоянного к нему доступа, запросто может восприниматься мозгом как дополнительное хранилище информации – почему бы и нет? Ведь в сети в любой момент можно найти ответ на вопрос, всего за пару кликов. Получается, - у мозга появился внешний жесткий диск с дополнительной (бесконечной) памятью. Ну это же хорошо, если так? Ну как сказать, хорошо…
Имея постоянный доступ к нужной информации, сам мозг запоминать уже ничего не захочет. Он лентяй, который никогда не потратит зря ни одной молекулы АТФ. Ему гораздо проще нажать несколько кнопочек и получить ответ, чем запускать сложнейшие и очень энергозатратные процессы формирования новых нейронных связей.
Кто застал жизнь без смартфонов, прекрасно помнит, как держал в памяти десятки телефонов родных, друзей. Их дни рождения, адреса и т.д. Сколько телефонов (кроме своего) вы держите в памяти сейчас? Помните номер карты или свои паспортные данные наизусть? Мозг давно делегировал всё это гаджетам, чтобы не усложнять себе жизнь.
Оптимист скажет: ну и хорошо, пусть делегирует! Освободится место для более полезной информации, для интеллектуальной деятельности… Хорошо, если так, соглашусь я. Когда человек на досуге читает научные книги, ради развлечения решает задачи или тесты, занимается самообразованием – да, можно кое-какую информацию делегировать и смартфону, чтобы облегчить работу мозгу. Но, давайте быть честными: на практике обычно освобождается место для сериалов, соцсетей или компьютерных игр.
Как формируются знания.
В Интернете собрана информация, добытая людьми за всё существование нашей цивилизации. Немыслимое количество информации. Не удивительно, что мозг, сделав цифровые гаджеты частью себя и хитро «присвоив» себе Всемирную Сеть, ощущает себя несказанно умным. А что? Непонятное слово – подсмотри в Википедии. Хочешь почувствовать себя специалистом в какой-то области – почитай пару первых попавшихся статеек от копирайтеров на эту тему. Иллюзия ума, иллюзия знания, иллюзия экспертности в действии. Но почему иллюзия?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что информация сама по себе бесполезна, сколько бы её ни было. Чтобы мозгу сделать информацию своим ЗНАНИЕМ, нужно пройти по порядку несколько довольно сложных этапов. И первый из них: запоминание. То есть перенос информации из кратковременной в долговременную память. А это – образование новых нейронных связей, то, что на клеточном уровне меняет структуру вашего мозга.
Что вносить в долговременную память – решаете не вы. А ваш мозг. Он сам отбирает информацию, которая потом дополнит построенную им модель окружающей реальности. Вы можете мозг в этом процессе только подтолкнуть: показать, что вот это - ВАЖНАЯ информация. Как это сделать? Только возвращаясь к одной и той же информации снова и снова, как можно чаще. Желательно в разных контекстах, чтобы прочно встроить её в уже созданную вами модель знаний. Лишь тогда лентяй мозг "согласится", что это важно и не только "пропишет" информацию, но и проложит быстрый путь к ней.
А как часто вы в последнее время повторяете что-либо несколько раз? Как часто стараетесь запомнить и вспомнить новые термины без подглядывания в Википедию? Как часто вы КОНСПЕКТИРУЕТЕ то, что важно? Составляете и пишете выводы? И, наконец, как часто вы проверяете свои знания, отвечая на вопросы по теме?
Без этого мозг не присвоит себе информацию, не «пропишет» её надолго в виде нейронных связей – она так и останется болтаться в сети. Такая информация не пополнит модель мира, созданную вашим мозгом – другими словами, она не превратится в ваши знания.
Что мы имеем?
Мы интегрировали гаджеты и Всемирную Сеть в свою схему тела. Мозг делегировал работу цифровым технологиям, а Интернет воспринял, как своё личное хранилище информации. Для образованного человека с чётким пониманием того, как следует правильно пользоваться доступом к информации, Всемирная Сеть - это клондайк, а компьютерные технологии существенно облегчают исследования. А вот для обывателя, мозг которого привык потакать собственным слабостям, это путь к незаметной и верной деградации.
Но самое опасное даже не то, что мы теряем способность запоминать и отвыкаем учиться. Самое опасное, что при этом мы твердо УВЕРЕНЫ, что знаем всё.