Найти в Дзене
ДЕТИ ПРОТИВ АНГЛИЙСКОГО

УЧАТ В ШКОЛЕ? ОБ ОДНОЙ "НЕЛОВКОЙ" ТАЙНЕ НАШИХ ДЕТЕЙ, В КОТОРОЙ ОНИ ЗАЧАСТУЮ СТЕСНЯЮТСЯ ПРИЗНАТЬСЯ

pixabay.com
pixabay.com

Кто о чем, а я о своем. Сейчас принято в низком качестве знаний учеников обвинять исключительно педагогов. Мол, научить не могут. Конечно, учитель учителю рознь. Но внешкольную подготовку со счетов сбрасывать нельзя: ребенок должен получать знания не только в школе.

Hello! Я Марина Юрьевна, преподаватель английского с 10-летним стажем. Рассказываю, почему вашим детям не дается английский и показываю, как решить эту проблему. Мой телеграмм

Расскажу одну историю. Была у меня группа изучения английского в началке. Язык мы учили в общей сложности три года: третий, четвертый и пятый класс моих студентов. И вот, когда ребята были уже пятиклашками, взяли мы тему времени. Учились отвечать на вопрос "Который час"?

Выражения времени в английском очень отличаются от русского. Например, про промежуток с 1-й минуты до 30-й используется слово "после": "20 после трех" дословно и указывается час, который уже прошел. А начиная с 31-й минуты часа до 59-й — "без" и час, который наступит. Если вы не поняли мое объяснение, это нормально.

-2

Словами объяснить эту тему почти невозможно. Поэтому учителя всегда "показывают" ее на настоящих часах. Ну или хотя бы по картинке часов.

Итак, урок. Рассказываю теорию, раздаю шпаргалки. Достаю игрушечные часы и начинаю показывать: "Вот у нас большая, минутная стрелка на пяти (это на часах единица, как вы понимаете), маленькая возле трех. Который час?" — естественно, по-английски. Вижу на лицах детей недоумение. Ожидаемо, тема сложная.

Перехожу на русский, по-английски называя только выражения времени. Понимания во взглядах не добавляется. Поскольку на тот момент дети занимались у меня 3-й год, я уже хорошо знала, чего от них ожидать. То, что касается английского, они уже давно бы поняли. Значит, причина не в нем.

И тут один мальчик, обычно шумный и самоуверенный, подавленно так говорит: "Простите, а я по часам со стрелками плохо понимаю". За ним следом двое других почти хором: "И я". И наконец четвертая девочка, облегченно вздыхает: "А я сижу и думаю, что одна такая тупая и не умею время по обычным часам говорить. А оказывается, мы тут все такие"!

Напоминаю, это были дети-пятиклассники!

Впрочем, чему удивляться: у детей сейчас вместо часов телефоны или умные часы. В общественных местах в половине случаев тоже электронные табло. Сильной практической необходимости в умении определять время по стрелочным часам вроде нет.

Ну как сказать, нет. В английском эта тема обязательно всплывет. И только объяснением темы и выполнением пары упражнений в учебнике дело не обойдется. Она может встречаться в дальнейшем в диалогах и текстах, при аудировании. И она не относится к интуитивно понятным. Ее надо хорошо разобрать, чтобы быть готовым применять.

В русском эта тема может встретиться в произведениях литературы. Что-то вроде, "влюбленные договорились встретиться без двадцати пять. Парень пришел вовремя, а девушка перепутала время и явилась в двадцать минут шестого, опоздав на 40 минут. Поссорились". Если не знать этих выражений, можно и не понять причину ссоры.

Можно столкнуться с проблемами на бытовом уровне. Например, ребенок пойдет гулять без телефона и сильно опоздает, заставив вас понервничать. Просто потому что спросив у прохожего "Который час"? не поймет ответа. Я сама так как-то огребла от мамы, хотя по сути не была виновата. В первом классе у меня были стрелочные часы, которые я носила для красоты. Мама была не в курсе, что я по ним не понимаю и отпустив гулять, велела явиться без пятнадцати семь. Я, естественно, опоздала. Получила по полной. После этого меня-таки научили определять время по стрелкам...

А еще... многим детям стыдно признаваться, что они не понимают время по часам со стрелками. И они страдают, чувствуя свою неполноценность, опасаясь насмешек в той же школе. Представьте только, в какую неловкую ситуацию может попасть ваш ребенок, если учитель пристыдит его при всем классе? А остальные — такие же незнайки — будут хохотать от счастья, что попался кто-то другой.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

... В итоге полчаса от занятия я потратила на то, чтобы научить детей пользоваться стрелочными часами. Потому что тему эту я им все равно должна была объяснить. А надеяться на родителей, которые до 5 класса не научили этому детей сами — гиблое дело.

Сегодня вот у меня был урок с третьеклассником. Говорить про время мы уже учились, но ожидать от ребенка такого возраста, что он запомнит с первого раза, нельзя. Поэтому повторяем ее время от времени. Для этого у меня припасена настольная игра с картинками. Половина — электронные табло, половина — стрелочные часы. Вот по электронным он называет без ошибок, а на картинках с обычными стопорится. Потому что он по ним по-русски время сказать не может, а уж по-английски тем более. Чувствую, опять мне придется ликвидировать у него этот пробел в знаниях... Потому что трудно искать черную кошку в темной комнате... невозможно научить ребенка говорить по-английски о том, о чем он не может сказать по-русски.

Вот так и выходит: пустячок вроде, а проблем из-за него прилично у ребенка может возникнуть при обучении. Это я такая дотошная, что остановлю урок и буду объяснять про эти стрелочные часы, пока не увижу, что ребенок все понял. А есть такие учителя, которые просто выставят тройки и пойдут по программе дальше. И такие репетиторы, которые просто дадут другое задание и к вопросу времени возвращаться не будут.

И логика в таком подходе есть: учитель английского не обязан учить ребенка определять время по стрелочным часам. В программе эта тема появляется не раньше 3-го класса, и то в облегченном варианте. Не помню насчет четвертого, но точно знаю, что она дается в пятом в полном объеме (по учебнику Spotlight). А уж к пятому классу дети должны уметь пользоваться стрелочными часами. Как-никак, этот навык необходим не только для обмена информацией, но и для поддержания социо-культурных связей с другими членами общества.

И можно сколько угодно обвинять учителей, которые не могут научить. Но есть такие вещи, которым учат дома, а не в школе. И именно родители, а е учителя должна довести до автоматизма навык определения времени по стрелочным часам. В школе сделать это не сможет ни один, даже самый талантливый учитель. У него просто нет условий для этого.