Как нам следует приступать к Богу, радостно или со сдержанной торжественностью? Могут быть правильными какое-то одно или оба настроения в зависимости от того, что уместно для определенного богослужебного собрания или определенной его части. Можно выбрать любое соответствующее настроение или позу при условии искреннего восхваления и почитания Бога. Никакое телодвижение само по себе не является поклонением. Поклонение — это действие сердца. Любое действие во время поклонения всегда должно выражать наши подлинные чувства по отношению к Богу. Все, что мы делаем, должно делаться с мыслью о поклонении. Если нет сознательного намерения поклониться, то что бы человек ни делал, это не будет поклонением. Тело может правильно располагаться в пространстве и совершать все правильные движения, но если сердце в этом не участвует, поклонения не происходит. Что бы вы подумали о человеке, который пришел на поклонение, но остановился у входа в собрание и оставался там до конца богослужения? Иногда мы делаем подобное умом и сердцем. Наши тела присутствуют в собрании, а мысли где-то блуждают. Мы проделываем разные движения, поем песни, не вникая в смысл слов, позволяем своим мыслям где-то бродить во время молитв и отдаем свои скудные дары, торопясь поскорее закончить с этим и продолжить жить. Если к поклонению мы подходим именно так, тогда наше сердце так и остается за дверью.
Другую крайность составляют радостные завсегдатаи собраний, которые приходят только потому, что им здесь нравится. Они приходят рано и не спешат уходить. Для них это приятное времяпрепровождение. Им нравится быть с людьми, общаться и узнавать о событиях в жизни других. Некоторым может нравиться, в частности, исполнять песни на четыре голоса, что выделяет их как лучших исполнителей. Они могут не обращать особого внимания на смысл слов, но мелодия доставляет им удовольствие. Сердца таких поклонников могут также оставаться у двери — или, во всяком случае, так и не войти в присутствие Божие.
С ЖЕЛАНИЕМ ПОКЛОНЯТЬСЯ
Если мы участвуем в богослужении только потому, что оно нам нравится, тогда правильность нашей цели сомнительна. Я не против того, чтобы поклонение нравилось. Бог хочет, чтобы поклонение для верующего было радостным и полезным. Однако для человека, который приходит с целью приятно провести время, поклонение может не состояться. Тот же, кто приходит в собрание с целью поклониться Богу, тоже приятно проведет время, но не упустит истинного смысла поклонения. Нет ничего плохого в желании быть с другими людьми, особенно с людьми одной веры, но Бог хочет, чтобы в поклонении мы испытывали желание быть с Ним. Поклонение не происходит вдруг. Коллективное поклонение происходит тогда, когда группа людей собирается для выраженной цели поклонения Богу. Поклонение с другими, имеющими ту же цель, помогает ввести нас в присутствие Божье. Каждый поклоняющийся должен приходить в собрание с сознательным намерением приблизиться к Богу и помочь другим сделать то же самое.
Несколько лет назад я вместе с несколькими родственниками посетил одно богослужение в большой общине. Мы прошли по проходу до середины зала, отыскали четыре свободных места и сели так, чтобы было место и для тех, кто еще подходил. Все уже начали петь, когда вошла хорошо одетая молодая женщина и села рядом со мной. Желая ей помочь, я подал ей свой песенник, уже открытый на нужной странице, а себе взял другой.
Во время Господней вечери она начала рыться в своей сумочке. Наконец, вытащив оттуда несколько купюр, она стала отсчитывать часть в качестве своего пожертвования. Наступило время проповеди. Проповедник говорил интересные вещи, и я даже записал себе кое-что для памяти. Тут моя соседка снова начала рыться в сумочке. Я подумал, что ей нужен листок бумаги, чтобы что-то записать. Снова стараясь быть вежливым, я предложил ей бумагу. Она улыбнулась и покачала головой. На этот раз она вынула маленький калькулятор. Похоже было, что проповедника она все же слушала. Она даже бормотала что-то и кивала головой в знак согласия, когда он высказывал хорошую мысль, но одновременно подсчитывала, сколько денег осталось на ее банковском счету, и сколько надо снять.
Затем, еще до того как выступавший закончил говорить, она даже умудрилась подпилить ногти и сложить все обратно в сумочку. Возможно, она и поклонялась — не знаю. Зато я точно знаю, что она ничего не сделала, чтобы способствовать моему поклонению. Я не мог отделаться от ощущения, что ее сердце так и осталось в дверях, а сама она отсутствовала, занимаясь чем-то другим в другом месте.
С СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬЮ НА ДУХЕ, А НЕ НА ПЛОТИ
Очень часто тело присутствует, а сердце остается дома или сосредоточено на физических нуждах и предпочтениях. Тело может жаловаться на то, что ему слишком жарко, что оно устало или что богослужение идет слишком долго. Телу требуется физическая пища, в то время как душе — пища духовная. Тело, душа и дух должны быть едины, в согласии; все три должны участвовать в процессе поклонения.
Писания иногда называют душу “внутренним человеком”, а физическое тело — “внешним человеком”. Павел говорил христианам в Коринфе, что внешний человек тлеет, а внутренний “со дня на день обновляется” (2 Кор. 4:16). Он также пояснял римлянам конфликт между внутренним и внешним человеком (Рим. 7:22, 23). Иисус сказал Своим ученикам: “Дух бодр, плоть же немощна” (Мф. 26:41).
Этот конфликт часто отражается на нашем поклонении. Желание внутренней сущности войти в присутствие Божье должно побороть плоть, потому что в тронном зале Всемогущего нет места плотским желаниям. Тело человека участвует в действиях поклонения, но именно сердце, дух человека, соединяется с Божьим Духом в истинном поклонении. Голос может даже петь и молиться, в то время как мысли — быть исполнены зависти, злобы и непокорности. Поклонение происходит лишь тогда, когда внешний и внутренний человек соединяются в желании приступить к Божьему престолу.
Плоть трудно игнорировать. Мы склонны рассматривать свои личные предпочтения как “нужды”. Наше стремление во что бы то ни стало удовлетворить эти “нужды” может испортить поклонение для других и привести к тому, что мы сами “пройдем мимо” поклонения. Подготовка сердца для поклонения должна начинаться задолго до того, как мы войдем в собрание. Она включает в себя осознанную решимость заниматься только тем, что будет назидательно для других и угодно Богу. Если что и надо оставить за дверями, так это все мирское с его воображаемыми физическими нуждами. К Богу мы должны приступать в духе.
ПРИЛАГАЯ УСИЛИЯ
Мы можем так и остаться за дверями во время поклонения и в другом смысле. Даже если наше сердце с нами в поклонении, иногда приходится прилагать большие усилия, чтобы войти в дверь истинного поклонения. Можно “молиться духом... и умом”, “петь духом... и умом” (1 Кор. 14:15), но в истинное поклонение так и не войти. Можно чистосердечно молиться и возвышать голоса в искреннем восхвалении и все же не ощутить глубины поклонения.
Участие в действиях поклонения еще не гарантирует, что мы поклоняемся. Молитва и восхваление (обычно пение), а также вкушение Господней вечери, чтение Писаний, наставление или проповедь и даже пожертвование — все это выражения поклонения. Каждый из этих установленных Богом способов поклонения нацелен на то, чтобы ввести нас в присутствие Божье, где происходит истинное поклонение. Каждый из этих разнообразных способов может ввести нас в Божье присутствие, если наши сердца научены искусству поклонения. С другой стороны, даже все способы поклонения вместе не помогут нам войти в истинное поклонение, если мы не настроены войти в Божье присутствие.
Мы можем всецело участвовать в восхвалении, внимательно слушать проповедь и правильно вкушать Господню вечерю — и все равно так и не войти в Божье присутствие. Как только мы действительно поймем, что такое поклонение, то поймем и разницу между путешествием и его конечным пунктом. Путешествию содействуют способы поклонения. Конечным пунктом путешествия является престол Бога. Придя туда, мы хотим только восхищаться Его святым присутствием и греться в лучах Его чистого света. Наши сердца тянутся к Нему с глубочайшей любовью и восторгом. Нет таких слов, которые бы выразили наши чувства благодарности и признательности. Здесь, в тронном зале Бога, наш дух соединяется с Божьим Духом и общается с Ним.
Бог установил поклонение как средство приближения к Нему и получения от Него силы для исполнения Его целей в нашей жизни. Он постоянно ищет: каждое действие Бога в человеческой истории направлено на то, чтобы отыскать человека, которого Он создал по Своему подобию, и соединить с Собой. Бог хочет общения с нами. Он вел нас от сотворения к кресту. От стоящих стеной вод Красного моря до пустой гробницы наш Бог демонстрирует Свою силу вернуть нас и дать нам вечную жизнь. Его обещания звучат сквозь века — от призвания Авраама до вознесения Христа. В Своем общении с нами Бог хочет видеть нас проводниками Его силы, чтобы воздействовать на мир, который едва ли признает Его существование. Единственный способ иметь доступ к Его силе — это через поклонение. Поклоняясь, мы накапливаем в себе Его духовную энергию. Побывав в Его присутствии и возвратившись в мир, мы должны излучать эту энергию на других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Те, кто имел общение с Богом посредством поклонения, покидают собрание с осознанием того, что они находились пред Божьим престолом. Когда они возвращаются к своим повседневным делам, укрепляющее, неизменное присутствие Божье остается с ними. Они отличаются от остальных, потому что в них живет Бог (1 Кор. 3:16; 6:19), оставаясь центром и фокусом их жизни. Они напитали свой дух. Они вооружились для жизни с Богом и для работы ради Него в своей повседневной жизни. Они стали такими, какими их создал Бог.
#поклонение #богослужение #христианство #религия #церковь #бог