– Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
— И замахнёмся! А что?
"Берегись автомобиля"
Книга Эдуарда Лимонова "Священные монстры".
52 персонам посвящены эссе, с акцентом на странностях, слабостях, грехах, недоразумениях. Большинство героев подвергнуто жесткой бескомпромиссной критике, а то и литературному истязанию. Автор умышленно берет самые крайние оценки, чтобы вы быстренько оторвали себя от кресла и сказали: "Ну уж нет, не согласен!"
Тезисов у него много – резонов меньше, хотя я бы ожидал наоборот, но это не к Лимонову. Для подстраховки Лимонов пишет, что книга состряпана в тюрьме. Смысл? Если решите укусить, то не больно.
Прежде чем привести выдержки из "дела рук его", замечу, что среди 52-х "священных монстров" не нашлось места самому Лимонову, то бишь он не монстр, либо если монстр, то не "священный", ну, кому как.
Досталось на орехи Уайльду. Пьесы Уайльда (среди которых "Саломея" – прим. автора), как пьесы Сада, поражают своей банальностью. Репутацию же Уайльду создали роман "Портрет Дориана Грея" (также устарел к 2001 году и он, выглядит жеманным, приспособленным к ментальности наших бабушек)...
Влетело Гоголю. "...Вспомнишь опять Гоголя – милейшего ипохондрика и скрытого некрофила".
Перепало Достоевскому. "Болтовня у Достоевского растягивается на сотни страниц".
Нагорело Булгакову. "Хотя, если считать по высокому гамбургскому счету, книга получилась вульгарная, базарная, она разит подсолнечным маслом и обывательскими кальсонами... С задачей создать шедевр – роман высокого штиля – Булгаков не справился, создал роман низкого, сродни "Золотому теленку". А еще "пародия на исторический роман", "плутовской роман" и т.д.
Отломилось Оруэллу. "Неубедительно написанная книга "1984"... . Доведенные до абсурда ее положения легко опровергнуть".
Оплошал Толстой. "Но его романы – литературная халтура... Они собраны из конструктора литературных штампов.
Бытует мнение, что "Анну Каренину" Толстой написал из чувства ненависти к жене Софье Андреевне... Сегодня, когда иная веселая москвичка может побывать в постелях трех разных мужчин, проблемы мадам Карениной кажутся достойными улыбки...
Я в свое время внимательно прочел "Смерть Ивана Ильича". Он (гл.герой – прим. автора) не достоин ни жалости, ни удивления. Потому, неудача".
Попал, как кур в ощип, Пушкин. "Его "Дубровский" несомненно заимствован из "Разбойников" Шиллера..., "Евгений Онегин" – плохо переписанный "Чайльд Гарольд", <...> Писать Пушкину было не о чем, он знал только убогую помещичью русскую жизнь". В общем, "он выпал с парохода современности давным давно".
Осрамился Блок. "В "Незнакомке", как я впоследствии узнал, изображена дачная местность в Сестрорецк, под Питером, там был ресторан, и туда ходили проститутки искать клиентов. Именно поэтому: "всегда без спутников, одна,/ Дыша духами и туманами, / Она садится у окна". Банально, вульгарно. Но как он это раздул. ...Через всю жизнь Блок пронес очарование проститутками. ...Блок, конечно, не великий поэт".
Срезался Хемингуэй. "Самая худшая его книга – последняя: "Старик и море". Вымученная, неинтересная, псевдоглубокомысленная".
Если нужно изучить психологический "синдром критиканства" - это к Лимонову. Большего зануды в литераторе я не встречал. Но есть во всем этом и "изюм".
Помните, Евгений Евстигнеев в "Берегись автомобиля" свидетельствует: " В гостеприимных стенах нашего Дома культуры созданы все условия, чтобы люди разных профессий приобщались к Мельпомене, которая была, как известно, понимаете, музой".
Так и Лимонов вспахивает поле нашей памяти, нашихих оценок, поклонений и пристрастий в искусстве и литературе. Создает условия, когда начинаешь шевелиться – не соглашаться – проверять источники – спорить – справедливо негодовать – и, наконец, благодарить непревзойденного литературного провокатора Лимонова, за предоставленную возможность, как говорится.
Что ни говори, перед нами такой задиристый, с щепоткой провокаций, но тоже способ приобщения к культуре.
#знаменитости #культура #литература #лимонов #книга
Как вы относитесь к личности и творчеству господина Лимонова?