Пожалуй давно пора было мне написать эту статью. Потому что все больше вокруг удивительных детей. Детей ИНДИГО, Богом поцелованных, художественно одаренных, не побоюсь этого слова, пришедших спасать мир красотой.
И родители при таких детях скорее как регенты. Как взрослые опытные друзья-опекуны, которые не назидают, а лишь оберегают и очень мягко направляют любимое чадо сообразно его склонностям.
Сегодняшний мой рассказ будет полезен родителям рисующих, творческих детей. Потому что я расскажу вам про потрясающую школу, где таким детям помогают раскрыться и максимально проявить свои способности.
Наверное эта информация будет особенно полезна для иногородних, потому что в городской среде это учебное заведение довольно известно и пользуется заслуженным авторитетом.
Сразу скажу всем озабоченным, что это никакая не реклама. Рекламировать такую школу абсолютно бессмысленно. Потому что, как и все знаменитые художественные учебные заведения Петербурга , ни в каких дополнительных рекомендациях лицей не нуждается.
На вступительные экзамены ежегодно приходит столько желающих, что по понятным причинам принимают далеко не всех.
Я рассказываю о нем, потому что его преподавателям я буду искренне благодарна до конца жизни.
Потому что в профессиональных успехах моей дочки от первого робкого наброска до красного диплома популярнейшего художественного заведения и последующей любимой работе огромная заслуга этих замечательных людей, которые называют своих учеников на «ВЫ» и каждого заставляют поверить в свои силы и способности.
Моя девочка закончила его в 2008 году, но я и по сей день, проезжая мимо по Фонтанке, невольно заглядываю в его окна в надежде увидеть хоть краешком глаза знакомые добрые лица.
А уж если оказываюсь на соседней Моховой, то прохожу тайными заветными дворами, где все исхожено ногами юных художников с огромными папками рисунков.
Большинство приходило к лицею от Чернышевской именно дворами, ведь на Фонтанке иногда так ветренно,что невзначай унесет вместе с папкой))
Наш любимый и незабвенный Художественный лицей № 190 находится на набережной Фонтанки 22.
Исторически это очень позитивное место. Ведь особняк в XIX веке принадлежал известному меценату и лесопромышленнику Василию Федуловичу Громову.
Тому самому Громову, чью дачу не так давно восстановили в Лопухинском саду. Я писала о нем как раз год назад, можно почитать ЗДЕСЬ.
Флигель хозяева использовали как доходный дом, и здесь в 1862-1899 годах жил историк М. И. Пыляев.
Теперь кстати этот флигель и есть сердце храма искусств, потому что именно здесь расположены художественные классы лицея, где дети рисуют.
В этот флигель ведут довольно крутые ступени сумрачной лестницы. Приходя к ребенку на обходы, я каждый раз поднималась по этой лестнице и думала, что она очень способствует сосредоточению и правильному настрою.
Ведь этот лицей как первая ступень на пути в Муху.
Ах, извините, за народное название. Если быть точной, в Художественно-промышленную Академию им. Барона Штиглица! Но для краткости я все-же буду в статье называть его Мухой, как большинство ленинградцев.
Так вот почти все лицейские дети поступают в Муху без труда, потому что эти учебные заведения достаточно близки друг другу по требованиям и по стилю.
Мне кажется, что даже учебный процесс организован в лицее так, что ученики ощущают себя студентами.
А это совсем иной статус самостоятельности и другая степень ответственности !
Возможно поэтому все поступившие в школу очень быстро настраиваются на нужный лад и взрослеют.
Дорогие родители , вы ведь знаете какие они, рисующие дети. Как они восприимчивы и ранимы, как непросто бывает им в обычных школах среди выраженных «технарей», которые в почете у строгих учителей химии и математики.
Я отлично помню, каким испытанием была для нас учеба в обычной школе до 10 класса. Каждая неудачная контрольная по алгебре переживалась как личная трагедия. А как ужасны были бессонные зимние ночи над учебником физики…
Мне страшно вспомнить, сколько бесполезных слез было пролито ребенком над теми предметами, которые заведомо были не нужны ей в будущем.
Отдушиной были гуманитарные предметы. И рисовать дочь всегда очень любила. Сюжеты и образы появлялись сами собой, и я всегда поражалась тому, как легко и непринужденно она фантазирует с карандашом в руке.
А еще с пеленок наша девочка любила лепить совершенно миниатюрные фигурки людей и зверей, такие, что впору с лупой рассматривать.
Однако с художественной школой на Северном проспекте, поблизости в с которой мы тогда жили, как-то не заладилось. На одном из первых занятий ребенка незаслуженно поругали за опрокинутый кем-то кувшин с натюрморта, и с того дня она категорически отказалась ходить туда.
Да и в школе учительница рисования талдычила дочке, что живописца из нее не выйдет.
Она почти поверила. Стала серьезно заниматься английским, подумывала про Институт иностранных языков. Но сердцу не прикажешь...
В общем в конце 9-го класса дочь сообщила нам, что все-таки хочет в Муху. Я схватилась за голову. Мне казалось, что время упущено, художку не закончили, какая может быть Муха?
И все-таки в мае мы собрали несколько дочкиных работ и отправились на собеседование в лицей на Фонтанку.
Все там очень разумно устроено. С каждым абитуриентом еще до экзаменов беседует директор школы. Во всяком случае так было, когда мы поступали.
И вот тут-то на собеседовании неожиданно оказалось, что и хорошо, что мы не учились в художке, потому что лицей учит рисовать в соответствии с требованиями Мухи. А учить гораздо легче, чем переучивать.
Поэтому на вступительных экзаменах по специальности педагоги смотрят в основном на потенциал ребенка. В общем поступили как-то без особого труда.
И я вам скажу, жизнь наша изменилась в корне.
В классе было всего 2 мальчика и 23 девочки.
Классная руководитель преподавала литературу и относилась к ученицам прямо как к дочкам. На каждом родительском собрании я поражалась ее степени самоотдачи и уважения к детям, потому что обращалось внимание на такие мелочи, которые в обычной школе и не заметили бы.
Каждому всегда были очень тонкие и точные рекомендации при совершенно искренней доброжелательности и полном участии.
Неудивительно, что Татьяна Владимировна сумела так подружить девочек и между собой, потому что в классе не было никаких группировок и типичных для подростков обычных школ противостояний.
Девочки были подругами, и всех объединяло одно желание поступить.
Во главе с обожаемой ими Татьяной Владимировной они регулярно вместе ходили в театры и музеи, на очень интересные и необычные экскурсии по городу. В школе регулярно устраивали какие-то тематические праздники и мероприятия, в которых активно участвовали и дети и преподаватели.
Кстати все это очень помогло потом при поступлении в Муху.
Потому что после сдачи художественных предметов абитуриентам неожиданно объявили еще об одном экзамене. Это был некий экспромт на понимание уровня культуры поступающих. Готовиться было некогда, да и никто не знал, о чем именно будут спрашивать.
А вопросы были о городе, об его архитектуре, художниках и скульпторах.
И выпускники лицея оказались на высоте!
Но вернемся к учебе.
Сказать, что у школы сильный преподавательский состав- ничего не сказать. Это потрясающий коллектив харизматичных людей, увлеченных своим делом.
Чего стоила только заразительная улыбка завуча Натальи Борисовны, преподававшей детям живопись. Ее тонкий юмор, доброжелательность и уверенность в результате всегда поддерживали любого уставшего или взгрустнувшего ребенка.
Учителя по математике и другим техническим предметам были максимально лояльны и в меру требовательны.
Думаю, их снисходительность сильно подкрепляли обходы. Ведь когда видишь КАК ученик рисует, невольно понимаешь, почему ему( ей) физика не дается.
В конце четверти все работы оформлялись паспарту и развешивались в классах и коридорах художественного флигеля.
Это был тяжелый и восхитительный период одновременно. Работ было очень и очень много. Больше, чем в лицее, дочь рисовала только на 1-2 курсе Академии.
Рамки-паспарту к обходу мы ночами клеили всей семьей и едва успевали к утру))
Обходы и оценку работ преподаватели делали все вместе. Часто приходили и педагоги из Мухи, расположенной по-соседству. Более того, в эти дни школа была открыта для всех желающих. Можно было ходить по классам и коридорам и часами рассматривать работы.
Это всегда очень мотивировало и заряжало вдохновением. Еще бы, столько сконцентрированной юной энергии!
В 11 классе каждый ученик окончательно определялся с отделением, на которое готовился поступать в Муху.
Мы выбрали художественный металл. «Тургеневская девушка», как называли дочку многие преподаватели лицея, удивила нас всех твердостью своего выбора. Но спорить с подростком-Овном о степени «женскости» будущей специальности бесполезно даже Тельцу))
Чтоб вы понимали, на это отделение зачисляют всего 11 человек, и девочек берут очень неохотно. Соответственно конкурс сумасшедший...
Впрочем забегая вперед, скажу, что дочь теперь работает ювелиром- 3D-модельером и обожает свою работу.
В выпускном классе мы окончательно вошли в нужный ритми занимались с особенным рвением и самоотдачей. Причем этого рвения хватало не только на школьные занятия, но еще и на репетиторов, которых нам дополнительно рекомендовали.
В общем к окончанию школы, мы с мужем между собой даже шутили по поводу того, стоит ли вообще ребенку идти в Муху, ведь ее всему уже научили в школе.
А работы становились все масштабнее и сильнее, что не мешало впрочем нашей девочке плакать по ночам в подушку в переживаниях о поступлении.
Но это , если можно так выразиться, индивидуальная часть «обязательной» программы, в которую неизменно входят также валерьянка для мамы, лишние выкуренные папой сигареты в ожидании списков поступивших, а также завязывание разноцветных ленточек ангелам на фонаре у входа в вожделенную Муху и метание пятачка на счастье в кошку Василису на Малой Садовой.
И все это только ради того, чтобы однажды июльским днем услышать в трубке дрожащий от счастья голос дочери : «Я поступила. И представляешь, похоже у меня самый высокий бал в группе.»
И онемение на несколько минут от счастья. А дальше...
Дай , Господи, здоровья всем учителям этой прекрасной школы))
Они сделали школьные годы наших детей самыми прекрасными и незабываемыми! Спасибо им и низкий поклон!