Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Последний обед на «Титанике»: что ели тут за 12 часов до катастрофы

Этот пассажирский лайнер был последним обещанием того, какой может быть жизнь с новыми технологиями, но без больших войн. Тут даже трудовых мигрантов, следовавших за океан на заработки, кормили говядиной и фруктами. Ничего из этого не вышло — 110 лет назад судно ушло на дно. Но вспомнить этот эксперимент полезно.

Часы одного из пассажиров «Титаника». Они пролежали почти столетие на глубине 3750 м рядом с корпусом затонувшего судна. © Titanic Museum, Брэнсон, США
Часы одного из пассажиров «Титаника». Они пролежали почти столетие на глубине 3750 м рядом с корпусом затонувшего судна. © Titanic Museum, Брэнсон, США

По состоянию на 15 апреля 1912 года «Титаник» был самым большим, и, как говорили, самым безопасным трансатлантическим судном в мире. «Потопить его практически невозможно», — утверждал индустриальный журнал Shipbuilder. Корпус был сделан из высокопрочной стали; трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков герметичными переборками; днище было двойным, чтобы при повреждении вода не попала в трюм.

И — он был самым роскошным. Буквально, плавучим отелем, а не транспортным средством. Я тут подумал, что если бы и оказался на «Титанике», то максимум в третьем классе — эти билеты стоили, на современные деньги, $150-500. Но даже пассажиры моего уровня размещались в аккуратных кабинках на 2-10 человек — с умывальником!

Каюта третьего класса на «Титанике», реконструкция © Titanic Museum, Брэнсон (слева); TITANIC: The Artifact Exhibition, Лас-Вегас
Каюта третьего класса на «Титанике», реконструкция © Titanic Museum, Брэнсон (слева); TITANIC: The Artifact Exhibition, Лас-Вегас

Для нас были предусмотрены прогулочные зоны, курительные комнаты, медпункт (!) и кают-компания с пианино и картами. В столовой на 470 персон за длинными столами кормили в две смены.

На обед 14 апреля 1912 года, который оказался последним, подавали: рисовый суп, ростбиф с густой подливкой и вареной картошкой, сливовый пудинг, бисквиты и яблоки. Хлеб — без ограничений.

Столовая третьего класса на «Титанике»
Столовая третьего класса на «Титанике»

Питание на «Титанике» было четырехразовым. После обеда третий класс двигался к полднику: холодная говядина, тушеный с инжиром рис, сыр, масло, хлеб, чай. Сытный день завершался легким ужином: овсянка, бисквиты и сыр.

«Титаник» так гордился своим меню для простых пассажиров, что печатал его на почтовых открытках — чтобы видели все. Это была бы, наверное, лучшая неделя в жизни обитателей трюмов «Титаника». Если бы не айсберг.

Перчатки неизвестного пассажира "Титаника", тоже со дна. Экспонат частной коллекции
Перчатки неизвестного пассажира "Титаника", тоже со дна. Экспонат частной коллекции

Второй класс за свои $600-2400 получал, конечно, больше — вплоть до парикмахерской и библиотеки. На обед 14 апреля этим пассажирам подавали на выбор: запеченную пикшу с острым соусом, или ягненка под мятным соусом или цыпленка карри, или жареную индейку под клюквенным соусом.

Рыба, мясо, птица — кому что угодно.

Тарелки из английского фарфора, на которых подавали яства в столовой «Титаника» для пассажиров второго класса. В первом классе ели на аутентичном китайском костяном фарфоре. © Titanic Museum, Брэнсон, США
Тарелки из английского фарфора, на которых подавали яства в столовой «Титаника» для пассажиров второго класса. В первом классе ели на аутентичном китайском костяном фарфоре. © Titanic Museum, Брэнсон, США

До основного блюда — консоме с тапиокой (перевожу: это осветленный говяжий бульон и крахмалистая кашица из корней тропического растения маниок). На сладкое — сливовый пудинг, винное желе, кокосовые пирожные, орехи, фрукты, бисквиты, кофе, чай.

И, наконец, вот тогдашние земные полубоги: крупнейшие предприниматели и аристократы обоих Светов, Старого и Нового. На «Титанике», например, плыл знаменитый отельер Джон Джейкоб Астор IV — это от него пошли гостиницы «Астория».

Нет смысла перечислять, что получали пассажиры первого класса (за максимальную цену билета в нынешние $55 тысяч они получали всё). Достаточно посмотреть на их последний обед. Тут девять перемен блюд, почти в каждой — по два-три варианта на выбор.

Обеденный салон первого класса на «Титанике»
Обеденный салон первого класса на «Титанике»

Я выбираю: устрицы на закуску; консоме «Ольга» в русском стиле с визигой (это спинная струна осетровых); небольшой кусочек отварного лосося с майонезно-огуречным соусом, взбитым холодцом и сливками; говяжий медальон с фуа-гра, фаршированными кабачками и трюфелями на подушке из картофеля; жареную утку под яблочным соусом.

Дальше, уже с некоторым сомнением — юного жареного голубя с бланшированным кресс-салатом и спаржей под соусом «винегрет».

Скромный номер первого класса для путешествующих в одиночестве. Реконструкция © Titanic Museum, Брэнсон, США
Скромный номер первого класса для путешествующих в одиночестве. Реконструкция © Titanic Museum, Брэнсон, США

Чтобы не помереть от переедания — алкогольный сорбет «Романский пунш» на основе рома и яичных белков. Говорят, хорошо для пищеварения.

Едва перевел дух — а уже несут фуа-гра со взбитым холодцом и спаржей. Я вяло протестую, но куда там — далее следуют персики в желе из ликера «Шартрез», шоколадные эклеры и французское мороженое. Об ужине думать просто невозможно.

Шезлонг с прогулочной палубы первого класса, с фирменным пледом из «шотландки». И поднос официанта, работавшего в столовой первого класса. © Titanic Museum, Брэнсон, США
Шезлонг с прогулочной палубы первого класса, с фирменным пледом из «шотландки». И поднос официанта, работавшего в столовой первого класса. © Titanic Museum, Брэнсон, США

Зачем они столько ели? Потому что были богаты?

Через 12 часов не повезло им всем — имущим (Астор, например, утонул), и тем, кто из третьего класса (эти в основном остались в трюмах). Переборки и двойное дно — это хорошо, но подвел человеческий фактор.

Джозеф Брюс Исмей, директор компании-владельца «Титаника», тоже отправился в этот рейс. И заставлял капитана двигаться на предельной скорости сквозь пространства, наполненные льдами. Это был риск, но Исмей хотел рекорда.

Личные вещи пассажиров «Титаника», поднятые со дна. © TITANIC: The Artifact Exhibition, Лас-Вегас
Личные вещи пассажиров «Титаника», поднятые со дна. © TITANIC: The Artifact Exhibition, Лас-Вегас

А еще: сталь корпуса «Титаника» была эталонной, но стальные листы скрепляли довольно скверными заклепками. И вбивали эти заклепки тупо кувалдой, отчего по листу расходились микротрещины. Вот эти швы и разошлись, когда 14 апреля в 23:40 «Титаник» налетел на гору льда.

В 02:17 на судне погас свет. «Титаник» разломился надвое и за три минуты ушел на дно, унеся с собой 1500 человек. Джон Исмей, кстати, выплыл.

«Титаник» на дне, съемка 2004 года
«Титаник» на дне, съемка 2004 года

Вот урок (помимо кулинарных), который я попытаюсь вынести для себя из этой истории: никогда не пробуй технические новинки первым. Пусть их для начала обкатают.