Найти тему
ALFA ЖИЗНЬ

Пятерки" vs Успех: Стоит ли заставлять ребенка хорошо учиться?

Не секрет, что школьное образование сегодня утратило свое былое значение в деле формирования и развития личности, а хорошие оценки вовсе не гарантируют успех во взрослой жизни. Стоит ли в таком случае современным родителям требовать от детей беспрекословного выполнения домашних заданий, ругать их за плохие отметки, накручивать страхи и тревожность из-за учебы? Об этом, а также о причинах нежелания учиться и возможных решениях проблемы "Alfa Жизнь" поговорила с психологом, специалистом по детско-родительским отношениям семейного центра "Лада" Ириной Реутой.

НЕГАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ КРУЖКОВ И СЕКЦИЙ

"Сегодня школа является далеко не единственным источником знаний, зато самым жестким, а иногда даже насильственным, - говорит Ирина. - Поэтому сосредотачивать чрезмерное внимание на успехах ребенка в школе, а, тем более, давить на него из-за этого, не стоит. Основная задача папы и мамы в 21 веке – поддерживать в детях естественный интерес, внутреннюю мотивацию к получению знаний, чтобы им хотя бы в некоторых дисциплинах, областях знаний хотелось узнавать больше, расширять кругозор".

Во многих семьях сегодня уже в дошкольном возрасте нагружают детей всевозможными кружками и секциями, не учитывая возрастные потребности и возможности. Вторичная выгода для родителей - то, что чадо в развивающих центрах находится под присмотром, в безопасности: снижается уровень их тревоги за него. Но это может обернуться НЕГАТИВНЫМИ последствиями для его дальнейшего развития. По словам Ирины, примерно до возраста 7-ми лет должен длиться период игры - без жестких правил, регламентированного режима, больших нагрузок. А в различных "развивашках" дети вынуждены выполнять предписания, играть в определенные игры (а не в те, какие хочется), делать задания: то есть это своего рода ограничение свободы. "Неудивительно, что очень большой процент сегодняшних первоклашек УЖЕ не хотят учиться! - делится Ирина. - В их сознании предстоящие 10 школьных лет выглядят мрачно: если в дошкольные времена допускались поблажки, то в эти годы все будет жестче. Получается бесконечный день сурка. Уже к декабрю-январю первого года обучения ко мне приводят детей с... депрессией первоклассника! Они постоянно плачут, не могут нормально спать, не имеют никакой мотивации к учебе, не знают, где искать свет в конце тоннеля. А в это время родители, иногда силой и шантажом, пытаются заставить их быть старательными в выполнении домашних заданий... Таким образом, искажается процесс развития: стимулируется интеллект, а эмоциональная сфера сильно отстает".

Конечно, причины нежелания учиться могут быть самыми разными: зависимость от гаджетов и соцсетей (как попытка сбежать от реальности), взаимоотношения с учителями (со всеми или с кем-то конкретным), влияние сверстников, не считающих учебу чем-то важным, банальная нехватка сил и здоровья... В каждом конкретном случае нужно разбираться индивидуально, в том числе с психологом.

ГИБКИЕ НАВЫКИ ВАЖНЕЕ ОЦЕНОК И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Стоит ли родителям выполнять домашние задания за детей (а это сейчас делают чаще, чем лет 20 назад)? По своей инициативе - однозначно нет (это не принесет никакой пользы для развития ребенка, а, наоборот, способствует формированию выученной беспомощности). Лучше иногда помогать, когда чадо само просит об этом. Если все делать за него, то ему в дальнейшем будет сложно самому решать задачи (как в школе, так и в жизни), добывать и анализировать информацию, оценивать и использовать свои ресурсы. Здесь в идеале мама и папа должны своим примером показать, как и для чего они сами делают не всегда приятные, но важные действия (аналогичные выполнению домашних работ), как преодолевают сложности силой воли.

"Если родители сами выполняют задания за детей, то это может говорить об их высокой тревожности, - говорит Ирина. - Им хочется выглядеть хорошими в чужих глазах и не хочется испытывать стыд за ребенка, они боятся, что дети будут страдать из-за неудач в школе. То есть все это - исключительно проблема родителей. Признание этого – уже первый шаг к изменению отношений в семье и возможность начать что-то менять".

Чтобы избавиться от навязчивой идеи во что бы то ни стало заставить детей хорошо учиться, папе и маме стоит собраться на семейном совете и серьезно подумать, каким бы они хотели видеть своего ребенка по окончанию школы и, допустим, в 30 лет. Нужны ли будут ему те качества, которые воспитывает школьная система (исполнительность, прилежание, подавление собственных желаний)? Или он будет успешен совсем с другим набором навыков и качеств (например, самостоятельность, креативность, умение говорить"Нет", способность понимать себя)? Когда вы поймете, что вашему ребенку действительно необходимо, то будете оказывать целенаправленную помощь в образовании и развитии (вместо ежедневного выполнения однотипных домашних заданий). "А еще очень важно верить в своих детей", - добавляет Ирина.

Вообще, ряд специалистов уже выделили так называемые soft skills - гибкие социальные качества, позволяющие адаптироваться к современному социуму и стать в нем максимально успешным. Это, к примеру, умение вступать в коммуникацию, разрешать конфликты, организовывать свое время, создавать коллаборации и т.д. Если у ребенка будут хорошо "прокачаны" те же навыки общения, то, по сути, за его дальнейшую судьбу можно сильно не тревожиться, какими бы не были его успехи в учебе в данный момент времени.

МОТИВАЦИЯ ВНЕ ШКОЛЫ

По словам Ирины, одна из главных задач в сфере учебы, стоящих перед родителями - это поддержка внутренней мотивации у детей. Во многих случаях она появляется тогда, когда ребенок увлечен определенными областями жизни вне школы. И пример родителей точно на это влияет. Если мама и папа целыми днями сидят на диване, листают соцсети, смотрят телевизор и не имеют других сфер самореализации, то они вряд ли станут вдохновляющим примером. А вот если они имеют круг хобби, занимаются спортом, часто путешествуют, говорят о разных областях жизни на семейных посиделках, то, конечно, это мотивирует.

Здесь важная миссия родителей - подметить интересы своих детей, развить и... связать в их сознании реальные области жизни и предметы в школе. Так, если ребенок увлечен робототехникой, то можно намекнуть, что изучение математики, физики, информатики сделают его еще более продвинутым в данной области. Подросткам, любящим сетевые игры, будут крайне полезны иностранные языки, тем, кому нравятся исторические реконструкции, конечно, важна история, те, кто занимается спортом, всегда будут с нетерпением ждать физкультуру, и т.д.

Параллельно для развития детского интереса к учебе стоит подумать о том, как поместить ребенка в среду, где другие дети чем-то увлечены, мотивированы на развитие (ведь мнение сверстников им крайне важно). И было бы неплохо принять меры по снижению зависимости от гаджетов, которая, конечно, не лучшим образом сказывается на учебе. Здесь можно начать с определенных договоренностей о том, что, к примеру, во время семейного завтрака все электронные устройства должны быть отключены... Но внутренняя мотивация ребенка - это основное: если она есть и регулярно подпитывается, то контроль за учебой можно будет свести к минимуму.