Плохо, наверное, быть позором для своих родителей. Тяжко. Особенно если ничего-то плохого ты не сделал, а тебе выговаривают:
— Опозорил!
Причём степень позора порой бывает несоизмерима с тяжестью проступка.
Помнится, слышал я, как молодая мама выговаривала шлепнувшемуся в лужу малышу, что он опозорил ее перед всем двором.
Малышу вряд ли понятно было, что она имеет, а виду, в силу возраста, однако шипела дама знатно, не испугаться, тем более, ребенку, было невозможно.
А у одноклассницы, моей, помнится, регулярно, каждую четверть, истерика случалась, если в табеле четвёрка появлялась.
Почему?
Так дома ее ждала а) трепка и б) лекция о том, что теперь родителям на работу ходить стыдно. Там у всех дети отличники, а им что говорить, когда их спросят, какие оценки у дочери за четверть?
Знаете, что самое было грустное?
В девятом классе она была, когда у кого-то из коллег матери сына посадили. За ограбление «коммерческого магазина». Если кто помнит девяностые, то понял о чём я говорю — о лавках, которые были чуть солиднее ларьков, и торговали всем подряд, привезенным челноками из Польши.
И вот она услышала разговор, мол, как жалко коллегу, сына посадили.
Понимаете? Ей всю жизнь капали на мозги и утверждали, что родителям стыдно за четверку, но ничего о стыде не сказали, а, наоборот, сочувствовали семье, в которой сын совершил преступление. Сочувствовали, что его посадят, а не то, что он такой вот вырос.
В результате — истерика. Высказала она тогда все, что о таких двойных стандартах думает, и из дома сбежала на несколько дней. По подружкам кантовалась.
В результате вернулась, конечно.
И потом рассказывала, что родители заявили — они так говорили, чтобы дочка не расслаблялась. Нужным путём шла. Все делала, чтобы родителям стыдно не было.
Угу, тогда таких умных слов как «мотивация» не знали.
Правда, хороших отношений в той семье и до срыва не было, а там и вовсе испортились.
— Если и я вас позорю, сдайте в детдом, — стало там стабильным ответом на все родительские претензии.
В восемнадцать она из дома ушла. Говорят, училась где-то, в ларьке работала, но то говорят. Как жизнь сложилась — не знаю.
К чему я это рассказал? Да просто очередной пример манипуляции с детьми продемонстрировать. Управлять ребенком так, конечно, можно. Но задумайтесь, что будет, когда он из паутины этой манипуляции вырвется?
ЗЫ. Дорогие друзья, так как пишу я не только в Дзене и не только о детях, то скромно сообщаю — меня можно найти в Телеграме и во Вконтакте. Темы там не детские, но кому-то могут быть интересны.