В карате Киокусинкай также, как и в большинстве других видов спортивных единоборств, используется традиционная для данного направления терминология. Эта терминология тесно связана с теоретическим и практическим содержанием киокусинкай и позволяет кратко и точно обозначать понятия и действия. Невозможно научиться ударам, стойкам и движениям карате, а так же побеждать на соревнованиях, не зная терминологии на японском языке.
История каратэ уходит своими корнями в глубину веков на остров Окинава, где по легендам и зародилось искусство боя без оружия. Так по одной из легенд, единоборство зародилось на острове Окинава в 13 веке и развивалось параллельными путями. Одно направление - тэ - практиковала местная знать, другое направление - ко-будзюцу - изучали крестьяне и рыбаки. Тренировки проводили тайно, в уединенных местах и с наступлением темноты. По другой легенде, в основе истоков каратэ стоит некий пришедший из Китая стиль цюань-фа — китайский кулачный бой или китайский бокс, который был завезен на Окинаву вместе с переселенцами из Китая.
Непосредственно сам термин - каратэ - был введен в обиход Сакугавой, уроженцем Окинавы в XVIII, который вернувшись из Китая, где изучал боевую систему Шаолиня, основал свою школу единоборств Каратэ Сакугава. Первоначально, каратэ означало "китайская рука". Впервые использование слова карате в печатной форме приписывается Анко Итосу, который написал слово карате китайскими иероглифами кандзи 唐 手. Позже, в виду сходства произношения "китайский" и "пустой" и поскольку нет никаких других письменных записей японскими иероглифами, то писать стали иероглифом 空 означавшим пустая (пустой) и каратэ стало означать "пустая рука".
На рубеже 19 и 20 веков на основе окинавской школы создаются стили: Годзю-рю, Сито-рю, Сетокан, Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений, включая киокусинкай.
Масутацу Ояма (кореец по происхождению) - основатель стиля киокусинкай, создавал новый стиль в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Масутацу Ояма, основывая свою школу каратэ, стремился возродить карате как воинское боевое искусство.
Итак, из истории развития каратэ киокусинкай видно, что данное боевое искусство зародилось в Японии и в середине 20 века получило широкую известность во всем мире. А в ноябре 1975 года в Японии был проведен Первый чемпионат мира по киокусинкай, в котором приняли участие 124 спортсмена из разных стран.
Сегодня каратэ киокусинкай занимаются в 123 странах мира.
Учитывая тот факт, что каратэ киокусинкай было основано в Японии и данным видом спорта занимаются разноязычные спортсмены, соревнования и тренировки по каратэ киокусинкай проводятся с использованием японской терминологии.
Японская письменность состоит из заимствованных в Китае иероглифов называемых кандзи и двух слоговых азбук называемых кана. Иероглифы в основном состоят из прямых линий и могут произноситься по-разному, а обозначать одно и то же слово. То есть, на китайский или японский манер. Кана бывает двух вариантов: старая - катакана, и новая - хирагана. Они пишутся в основном кривыми линиями. В наши дни катаканой пишутся фамилии и иностранные слова.
Японские термины и выражения традиционно используются на занятиях по каратэ. Они могут быть записаны латинскими или русскими буквами в соответствии с принятыми системами написания, при этом японское произношение может отличаться от обеих версий написания. Русское и евро-американское произношение многих японских слов различается очень сильно.
Слоги, записываемые русскими буквами как «дзи», «дзё», «дзю» - соответствуют латинским «ji», «jo», «ju» (жи/джи, жо/джо, жу/джу). Японский звук произносится как очень мягкое «ж» - среднее между «ж» и «дз».
Слоги, записываемые русскими буквами, как «сё», «сю», «си» - соответствуют латинским «shо», «shu», «shi», (шо, шу, ши). Японский звук произносится как среднее между «с» и «ш» - близко к русскому «щ».
Слоги, записываемые русскими буквами, как «тё», «ти», «тю» соответствуют латинским «cho», «chi», «chu» (чо, чи, чу). Японский звук произносится как среднее между «т» и «ч».
Русские слоги «дза», «дзу» соответствуют латинским «za», «zu» (за, зу) - японский звук - среднее между «з» и «дз».
Звук «у» в середине и в конце японских слов обычно произносится очень коротко или не произносится вообще (Пример: дзуки - цуки - цки). Некоторые слова могут писаться и произноситься несколькими способами (например: кэрри - гэри - гери, тати – дати – дачи, харай - барай, цуки - дзуки), в зависимости от звука, после которого произносится слово.
Произношение в японском языке не очень сложное, но имеет свои особенности. Во-первых, почти все слоги в японском языке открытые (согласный+гласный). Закрытых слогов мало, и в японском языке они могут заканчиваться только на н. Во-вторых, в японском языке нет многих звуков, которые есть в русском («л», «ш», «ы»), и наоборот, некоторые звуки отличаются от привычных нам. Поэтому и в названии стиля произносятся по-разному: 極真会 – kiokushinkay - киокушинкай – киокусинкай - кёкусинкай.
Номенклатура.
Кохай - младший; Сэмпай - старший (старший товарищ, инструктор, обладающий 1-2 даном); Сэнсэй - учитель (мастер, обладающий 3-4 даном); Шихан - мастер с 5-7 даном, руководитель школы; Ханси - мастер с 8-9 даном; Кантё (Канчо) - мастер-наставник всей организации; Сосай - шеф, директор всей организации (основатель Киокушин Каратэ - Масутацу Ояма).
Общие термины.
Кумитэ - «встреча рук», спарринг, поединок; иппон-кумитэ - учебный спарринг на один шаг; санбон-кумитэ - учебный спарринг на три шага; дзию кумитэ - свободный спарринг; якусоку иппон кумитэ - условный учебный спарринг на один шаг.
Додзё - «место, где ищется (познается) путь», тренировочный зал.
Ката - «форма», технический комплекс (бой с несколькими воображаемыми противниками, по заранее обусловленной схеме).
Киай - крик, сопровождающий сконцентрированный удар.
Кихон - тренировка без партнёра. Базовая техника, основы боевого искусства.
Ос (осу) - слово, сопровождающее все поклоны, а так же подтверждающее готовность к бою (традиционная форма приветствия, выражение понимания, согласия, готовности и уважения); оби - пояс; рэй - поклон; до - путь; будо - путь воина (общее название боевых искусств); идо-гейко - основы перемещений; кайтэн - перемещение вращением; кимэ - концентрация, максимальное усилие; ренраку - комбинации (боевые и учебные).
Тамешивари (тамэсивари) - разбивание твёрдых предметов руками и ногами.
Шушин - рефери на соревнованиях.
Кокю хо - дыхание; ибуки - силовое дыхание; ногарэ - мягкое дыхание.
Кю - ученическая степень; Дан - мастерская степень.
Доги – одежда для тренировок, в переносном смысле - одежда для пути; макивара - снаряд для отработки ударов.
Аригато - спасибо; сайонара - «до свиданья».
Команды.
Сэйза - опуститься на колени (принять позу для сидячей медитации); анза - позиция сидя. скрестив ноги (по-турецки); мокусо - закрыть глаза; мокусо ямэ - открыть глаза.
Рэй - поклон; шинзен ни рэй - поклон символической святыне школы, алтарю. Если в зале нет алтаря используется команда шомен ни рэй. Сэнсэй (Сэмпай) ни рэй - поклон учителю (старшему); отагай ни рэй - поклон всем, друг другу.
Тате кудасай - встаньте пожалуйста; йой - приготовиться; хаджимэ - начать, начало, идти; ямэ - закончить.
Торимасен - «не оценивается»; хикиваке - ничья по итогу боя; чуй - предупреждение за нарушение правил; сикаку - дисквалификация.
Тори - атакующий; уке - защищающийся.
Маватэ - повернуться; хантай - смена, например, сменить стойку левую на правую или наоборот; наорэ - вернуться в исходное положение; ясумэ - расслабиться.
Мугорэ - самостоятельно (в практике ката); ура - обратная сторона, в практике ката или идо гейко означает шаги не прямо (омотэ), а с предварительным разворотом через спину.
Счёт.
Ичи - 1; Ни - 2; Сан - 3; Ши (ён) - 4; Го - 5; Року - 6; Сичи - 7; Хачи - 8; Ку - 9; Дзю - 10.
Стойки.
Ожидания и готовности:
Хэйсоку дачи - ступни вместе; мусуби дачи - пятки вместе, носки развёрнуты на 90°; хэйко дачи - ступни параллельно на ширине плеч; шизен дачи - пятки на ширине плеч, носки развёрнуты; учи хатидзи дачи - стойка «голубя» (пятки шире плеч, носки внутрь).
Основные:
Зенкуцу дачи - передняя стойка; кокуцу дачи - задняя стойка; санчин дачи - стойка «крепости» или «песочные часы»; киба дачи - стойка всадника, стопы параллельны; шико дачи - стойка «борца сумо», ступни на 45°.
Переходные:
Некоаши дачи - стойка «кота» подобна кокуцу дачи, но значительно короче; цуроаши дачи - стойка «цапли», стойка на одной ноге; какэ аши дачи - «скрученная» стойка с заступом ноги сзади или спереди; мороаши дачи - ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперёд.
Боевая:
Джиу камаетэ дачи или кумитэ дачи - стандартная боевая стойка.
Уровни атаки и защиты
Джодан - верхний уровень (голова, шея):
Агама - голова; аго - подбородок; гаммен - лицо; нодо - горло.
Чудан - средний уровень (корпус) - от шеи до пояса:
Муне - грудь; мизо-учи - солнечное сплетение; сакотцу - ключица; хара - живот (энергетический центр человека на ладонь ниже пупка); хизо - рёбра.
Гедан - нижний (ниже пояса): коши - бёдра.
Взаимное расположение конечностей
Ой - одноимённое; гяку - разноимённое (противоположное).
Стороны.
Хидари - левая; Миги - правая.
Направления.
Аге - вверх; Ёко - в сторону; Уширо - назад;
Мае - вперёд; Маваши - круговое; Сото - внутрь;
Учи - изнутри; Ороши - вниз;
Шомэн (мае) - движение (направление) вперёд;
Сагари (уширо) - движение (направление) назад.
Удары руками.
Сэйкэн - кулак (передняя часть);
Уракэн - перевёрнутый кулак (тыльная часть);
Тэтсуи - «кулак-молот», основание кулака со стороны мизинца;
Шуто - «рука-нож», ребро ладони - со стороны мизинца;
Хайто - внутреннее ребро ладони - со стороны большого пальца;
Шотей - «пятка» ладони;
Кокэн - запястье;
Кумадэ - «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами;
Ёхон нукитэ - «рука-копьё», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами;
Нихон нукитэ - рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»;
Накаюби иппонкэн - кулак со сжатым наполовину средним пальцем;
Ояюби иппонкэн - кулак с полусогнутым большим пальцем;
Хиракэн - кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта;
Рютокэн - кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперёд, образуя вершину треугольника в суставах;
Хайсю - тыльная сторона ладони;
Тохо - «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем;
Кейко - «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку;
Котэ - предплечье;
Хиджи - локоть.
Удары ногами.
Тюсоку - подушечка под пальцами стопы;
Сокуто - «нога-нож», внешнее ребро стопы;
Тэйсоку - внутренняя выемка стопы;
Хэйсоку - подъём стопы;
Аши - подошва;
Какато - пятка;
Сунэ - голень;
Хидза - колено.
Толчковые удары руками.
Сэйкэн (чудан, джодан, гедан) цуки - прямой удар кулаком (на разных уровнях);
Татэ-цуки - удар кулаком, расположенным вертикально;
Лго-цуки - удар крюком снизу вверх (в подбородок);
Сэйкэн аго-учи - прямой скоростной секущий удар кулаком в голову;
Шита-цуки - удар в корпус перевернутым кулаком;
Моротэ-цуки - удар двумя руками;
Яма-цуки - удар двумя руками на разных уровнях (на верхнем и среднем или нижнем);
Дзюн(Юн)-цуки - удар в сторону.
Толчковые производные удары руками.
Шотэй-учи (джодан, чудан, гедан) - удар «пяткой» ладони (на всех уровнях);
Ёхон нукитэ - удар «копьём» (в горло, в сплетение).
Секущие удары руками.
Тетсуи коми ками-учи - удар «молотом» сбоку снаружи по голове;
Тетсуи ороши гаммен-учи - удар «молотом» сверху по голове;
Тетсуи хизо-учи - удар «молотом» снаружи по рёбрам;
Тетсуи ёко-учи (джодан, чудан, гедан) - удар «молотом» наотмашь в сторону (на всех уровнях);
Уракэн шомен-учи - удар перевёрнутым кулаком вперёд в лицо;
Уракэн саю-учи - удар перевёрнутым кулаком в сторону сверху в лицо;
Уракэн хизо-учи - удар перевёрнутым кулаком в сторону сбоку по рёбрам;
Уракэн маваши-учи - круговой удар перевёрнутым кулаком в голову;
Шуто йоко гаммен-учи - удар ребром ладони снаружи вперёд по голове;
Шуто сакоцу-учи - удар ребром ладони сверху, по ключице;
Шуто сакоцу-учи коми - прямой (режущий) удар ребром ладони в ключицу;
Шуто джодан учи-учи - удар ребром ладони изнутри вперёд в голову, по шее;
Шуто хизо-учи - удар ребром ладони снаружи по рёбрам;
Сейкен маваши-учи - удар крюком сбоку (в голову, в корпус).
Удары локтём.
Мае хиджи атэ (джодан, чудан) - вперёд сбоку (в корпус, голову);
Аге хиджи атэ (джодан) или хиджи аго-учи - вперёд снизу в подбородок;
Аге хиджи атэ (чудан) - вперёд снизу в корпус;
Ороши хиджи атэ - сверху вниз;
Ёко хиджи атэ - в сторону (с помощью другой руки);
Уширо хиджи атэ - назад (с помощью другой руки), в том числе и при исполнении с разворота.
Блоки руками.
Сэйкэн джодан-укэ - верхний блок предплечьем (кулак сжат);
Сэйкэн чудан сото-укэ - блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
Сэйкэн чудан учи-укэ - блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
Сэйкэн мая гедан-барай - нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат);
Маваши гедан-барай - нижний блок предплечьем с изначальным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в отличие от прямого замаха в базовом блоке);
Моротэ-укэ - блок в положении учи-укэ, усиленный второй рукой;
Моротэ чудан учи-укэ - двойной разводящий блок предплечьями изнутри на среднем уровне;
Чудан учи-укэ/гедан-барай - двойной блок предплечьями на среднем и нижних уровнях;
Шуто маваши-укэ - круговой блок двумя руками в позиции Шуто;
Сэйкэн джуджи-укэ (джодан, гедан) - верхний и нижний скрестный блок предплечьями (кулаки сжаты);
Шотэй-укэ (джодан, чудан, гедан) - блок «пяткой» ладони на всех уровнях;
Шуто чудан Сото-укэ - аналогично базовому блоку в позиции Сэйкэн, но ребром ладони (шуто чудан учи-укэ, шуто джодан-укэ, шуто мае гедан-барай - то же);
Осаи-укэ - блок-накладка ладонью.
Блоки ногами.
Сунэ-укэ - блок голенью; хидза-укэ - блок коленом.
Специальные термины, принятые в киокусинкай для обозначения различных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания квалификационных нормативов, а также технических действий.
Овладение японской терминологией, которое происходит постепенно, в ходе проходящих занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс обучения. Общую терминологию, применяемую на тренировках, ученики получают на каждом занятии.
Понимание терминологии и ее правильное использование облегчает тренировочный процесс. Само наличие специальной терминологии упрощает классификацию практических упражнений. Выступая в качестве речевых раздражителей термины способны воздействовать на психологический и эмоциональный настрой занимающихся, способствуют пониманию и усвоению изучаемой техники. Тренировочный процесс сопровождается ознакомлением учащихся с используемой терминологией через постепенную замену образных выражений соответствующими терминами.