Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Можно ли залечить духовную рану без покаяния?

Ваш айсберг как будто перевернутый, потому что сначала душевное, потом духовное. Духовное опирается на душевное. Вы как будто пытаетесь сказать, что духовное лежит в основе, а всё остальное на этом строится. А попробуйте представить себе, что всё наоборот: в основе лежит животное существование, есть психика. Если психика функционирует нормально, то на этой базе может быть здоровая духовность, и это высшая форма деятельности человека. А если у вас с психикой не всё в порядке, например, есть психическое заболевание, то никакая духовность на этой почве не может быть здоровой. Ну, будет какая-то молитва, но отношения с Богом будут весьма своеобразные, потому что основа такая. Вы пытаетесь духовное положить в основание, а всё остальное строить уже на нем. Такая точка зрения тоже не лишена логики: в основании Христос, вера, и вся внешняя жизнь опирается на наши глубинные убеждения. То есть Ваша логика тоже возможна, но мне кажется, что мы говорим о разных вещах, когда начинаем сопоставлять о
  • «Разве проблемы психики не являются лишь верхушкой айсберга? К примеру, депрессия после аборта разве не следствие греха? Можно ли залечить такую духовную рану без покаяния, которого нет в психологии?»

Ваш айсберг как будто перевернутый, потому что сначала душевное, потом духовное. Духовное опирается на душевное. Вы как будто пытаетесь сказать, что духовное лежит в основе, а всё остальное на этом строится. А попробуйте представить себе, что всё наоборот: в основе лежит животное существование, есть психика. Если психика функционирует нормально, то на этой базе может быть здоровая духовность, и это высшая форма деятельности человека.

А если у вас с психикой не всё в порядке, например, есть психическое заболевание, то никакая духовность на этой почве не может быть здоровой. Ну, будет какая-то молитва, но отношения с Богом будут весьма своеобразные, потому что основа такая.

Вы пытаетесь духовное положить в основание, а всё остальное строить уже на нем. Такая точка зрения тоже не лишена логики: в основании Христос, вера, и вся внешняя жизнь опирается на наши глубинные убеждения. То есть Ваша логика тоже возможна, но мне кажется, что мы говорим о разных вещах, когда начинаем сопоставлять одну логику с другой.

Я говорю, например, о том, нормально ли функционирует психика человека, нет ли там каких-то серьезных проблем? Здорова ли она (в психологическом смысле слова, а не в психиатрическом)? Апостол Павел говорил: «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1Кор. 15:46). Я рассуждаю в этом ключе.

Если у человека психологические проблемы (чувство вины, например, или стыда, или тревога), то чего Вы от него будете ждать и требовать? Чтобы он правильно покаялся? Да он не понимает, что это такое. Его обязательно будет сносить в сторону его проблемы (стыда, вины, тревоги и т.п.), он будет чувствовать свою ущербность и принимать это за какое-то смирение. На самом деле он просто занимается тем, что взращивает ненависть к самому себе. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39), а в нем произрастает ненависть к себе. И духовность, которую он пытается в себе культивировать, получается вся шиворот навыворот, а это результат того, что она наложена на нездоровую психологическую почву.

Вы говорите: «Можно ли залечить такую духовную рану без покаяния?» Допустим, нет. А как вы сможете покаяться, если для вас покаяние — это просто самобичевание и стыжение себя? Понимаете? Вы просто не сможете покаяться и будете ходить по замкнутому кругу, в котором только нытье про то, какой я плохой. «Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Ну вот, вы будете в этом находиться и подогревать в себе это, а покаяния не будет, хотя при этом будете соплями и слезами исходить возле аналоя. И когда в старости уже будете лежать на смертном одре, вы скажете: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию».

Фото geralt с сайта Pixabay 
Фото geralt с сайта Pixabay