Найти тему
В гости к бабушке Европе

Чем пахнет московское метро? Попробовала 10 ароматов, посвященных разным станциям

Недавно я узнала о существовании линейки парфюма, посвященной московскому метрополитену. Создала её парфюмер Александра Глюк – не просто так, а в качестве дополнения к какой-то специальной коллекции одного из российских модельеров (тоже, соответственно, посвященной метрополитену). Наряды в той коллекции, оказывается, были сплошь монохромные – в цвет линий метро! – и в ароматах парфюмер также постаралась передать не столько ассоциации с районом, сколько с тем самым цветом. Получилось 10 ароматов в честь 10 станций.

Эта линейка парфюма, оказывается, была сделана ещё в 2018 году, но я узнала о ней только четыре года спустя (причём случайно!). Лучше поздно, чем никогда... Признаюсь, заинтересовала она меня прежде всего с культурологической точки зрения — ну, я всё ж москвичка, москвовед и москвофил! — и только потом с парфюмерной. Поэтому заказала набор из 10 флакончиков-миниатюр по 5,5 мл и приготовилась сравнивать свои ощущения от станций с авторскими. Такой набор стоил 4900 рублей. К заказу приложили открытки с изображением интерьеров московского метро, сделанные в ретро-стиле. Приятно — я всегда люблю такие мелочи, демонстрирующие внимательное отношение к клиенту.

Первый важный нюанс, он же первое впечатление — все 10 ароматов ужасно резкие на старте! Из флакона (ну, или из крышечки) их нюхать противопоказано, сразу сшибает, простите, спиртягой. Потом, когда пшикнешь на руку и дашь улечься на коже хотя бы 5-10 минут, становится что-то понятно. Если бы я была в магазине и пробовала бы с бумажного блоттера — сбежала бы сразу. Наверное, это какая-то особенность технологии производства, к которой мой нос не привык.

Ароматов — 10 штук, поэтому приготовьтесь: рассказ будет весьма долгим. Перечислять буду в порядке убывания собственных симпатий. Осторожно, двери закрываются, следующая станция...

-2
  • «Римская». Да, я посмеялась. Это не нарочно, но мой любимый город — Рим, и больше всего в этой метрополитеновской линейке мне понравился аромат станции «Римская». Хотя никакого логического объяснения здесь нет — да и ничего, что ассоциировалось бы с Римом, в аромате тоже нет. Запах действительно можно описать одним словом: зелёный (ну да, нам же обещали ассоциации с цветом линии!). Весенний. Свежий, травяной, горьковатый, немного пряный... Чувствую лавр, лайм и что-то хвойное. Я люблю это направление в парфюмерии, но «Римская», на мой вкус, явно уступает той же Herba Fresca Aqua Allegoria или Eau de campagne Sisley. Хотя аромат приятный – тут слова плохого не скажу!

Описание бренда: «Вы будто попадете в будущее ещё не сотворённого города-империи. Где-то в лесу волчица вскармливает будущих основателей великих городов, а вы безмятежно гуляете по девственным средиземным садам, окутанные запахами цветущих полевых цветов и яркой липы. После такого вам точно захочется в путешествие».

  • «Фили». Ну тут уж я была абсолютно непредвзята — жизнь крайне редко заносила меня в окрестности Можайского шоссе, так что никаких личных ассоциаций со станцией «Фили» у меня нет. Философия цвета здесь подтверждается — да, этот аромат я бы тоже описала как синий или голубой. Акватика, чистая акватика плюс озоновая свежесть. С натяжкой может считаться морским, хотя мне кажется, что здесь пресная вода: никакой соли и никакого бриза нет. Недавно я уже писала о духах, хорошо подходящих времени, когда тают сугробы, и вот «Фили» тоже могу добавить к этому списку. Ассоциация, возможно, такая: поскольку «Фили» — открытая станция, там вечно то сыро, то холодно, то сквозняки гуляют, зато летом радует прохлада...

Описание бренда: «Гуляя по знойному городу, я вспоминала, как собирала смородину на даче у дедушки, прячась в ее увесистых кустах, окруженная озоновой прохладой. Парфюм «Фили» вобрал в себя все эти переживания, став почти моноароматом чистого свежего воздуха, с добавлениями ноток сандала и мускуса для раскрытия глубины композиции».

-3
  • «Пушкинская». Ягодный, яркий, небезынтересный, с умеренной ненавязчивой сладостью. Напомнил мне Magic Woman Bruno Banani – этот аромат 10 лет назад сопровождал меня во время первого знакомства с Амстердамом и потому до сих пор ассоциируется с этим городом. Сейчас подобные ароматы я разлюбила, но «Пушкинская» выдержана в той же стилистике. Кстати, интересно: Bruno Banani был в фиолетовом флакончике – и «Пушкинская», как мы знаем, находится на фиолетовой линии метро. Значит, работает философия цвета, работает? Отчётливо чувствую чернику, причём концентрированную – не свежие ягоды, а скорее джем или лимонад с черничным сиропом. Или вовсе плодово-ягодный щербет в бумажных стаканчиках родом из детства. Хотя в пирамиде черники не обещали; обещали красный апельсин, маракуйю, шиповник и цветок вишни. Хм.

Описание бренда: «Яркий, вспыльчивый и такой открытый! Такими эпитетами характеризовали современники великого поэта. Душевную кондицию огромного таланта я попыталась передать в такой концентрированной форме, как парфюмерная вода. И я искренне считаю, что сам мастер был бы в восторге от этой композиции, столь многогранной и разносторонней, меняющейся и чутко воспринимающей владельца, раскрываясь на каждом по-своему».

  • «Шелепиха». Станция, напомним, новенькая – на БКЛ, окрашенной на карте в бодрый бирюзовый цвет. Ну и аромат получился… хм, бирюзовым. Снова акватика с цитрусовыми оттенками, но другая – в стиле Davidoff Cool Water или Armani Acqua di Gioia, пожалуй, но в сильно упрощённой их версии. Улавливается сладость, но ненавязчивая – опять же, как в Acqua di Gioia: как будто сахарная каёмочка на бокале мохито растаяла. В пирамиде обещаны юзу, нероли, лаванда, гальбанум, облепиха и ещё много такого же – свежего, бодрого… Ну, одеколон – он и есть одеколон. Для жарких летних дней, возможно, будет приятно. По крайней мере, эта вариация на тему свежести понравилась мне больше, чем та, что посвящена станции «Динамо» (о ней чуть позже поговорим).

Описание бренда: «Хотите узнать, как пахнет будущее? Тогда данный парфюм даст вам прикоснуться к неизведанному уже сегодня. Свежесть органических ягод и фруктов витает в воздухе, мимо проносятся сверхскоростные поезда на воздушной подушке, поднимая в воздух запах растущей рядом сакуры. Водородные двигатели чистых транспортных средств наполняют пространство пудровым запахом небесной пыли».

-4
  • «Курская». Первое впечатление – небанальный запах. Я бы сказала, и вправду очень урбанистический – да, аромат суетного города, площади перед вокзалом, Садового кольца, большого количества автомобилей и поездов… Ощущается приятная горечь полыни, потом тянется шлейф табака (вполне понятно: около вокзала накурено). Однако всё-таки тяжеловат: ни полынь, ни бергамот не спасают. Возможно, холодной осенью, надев кожаную куртку и джинсы (куда уж динамичнее и урбанистичнее!), будет неплохо занырнуть вместе с этим ароматом в водоворот московской суеты. Но очень под настроение. И, несмотря на ассоциации с вокзалом, я ни в коем случае не стала бы использовать его перед дорогой – за несколько часов в поезде, в замкнутом пространстве, такой запах легко может спровоцировать мигрень… нет, это всё-таки аромат улицы.

Описание бренда: «Вспоминая о путешествиях, в голову приходят образы железных дорог, а все железные дороги начинаются с вокзалов. Все московские вокзалы пахнут, мягко говоря, специфично. А представьте если бы вы могли разрушить привычный образ вокзала, наполнить его приятным ароматом стойкой парфюмерной воды. Именно с такой мотивацией был создан аромат с знакомым названием «Курская», композиция которого наполнена скорее всеми теми местами, куда вы можете направиться с вокзала, нежели самим терминалом».

-5
  • «Динамо». По всем законам жанра этот аромат должен был бы мне понравиться: цитрусы, зелень, свежесть, этакий спорт-шик... Так и есть, но результат нужно разделить на 10: аромат, на мой вкус, совсем простенький и незамысловатый. Смахивает на мужской гель для душа (не одеколон!) с доминирующей лимонной вербеной. Да, слово «освежающий» тут уместно, но не более того. Обещанные морские ноты звучат слабым-слабым эхом Eau des Merveilles Bleue Hermès. Скучновато. И выветривается моментально — пришлось обновлять трижды, чтоб составить впечатление (для сравнения: с одним пшиком «Римской» на запястье я ходила до обеда!).

Описание бренда: «Спорт уже не в тягость. Мальчики и девочки хотят держать свое тело в тонусе, а это невозможно без занятия фитнесом. А присущей чертой любых физических упражнений являются производные запахи. Я придумала, как сделать запах тела после тренировки более приятным. Прозрачный аромат «Динамо» дополнит ваш естественный запах горьковатыми нотами грейпфрута и необычным звучанием сердечных нот чистой родниковой воды. А оставляя беговую дорожку посетители фитнес клуба еще долго будут думать – «Кто же бегая, пахнет первой чашкой кофе на морском берегу? Я тоже хочу!».

  • «ВДНХ». Вот тут, пожалуй, впечатления будут скорее отрицательными – ну, или просто аромат не в моём вкусе. От него веет чем-то бодро-этническим – так и задумано: дружба народов со всеми вытекающими! – но в моих устах это вовсе не комплимент. Тут действительно смешались пряности восточного базара, семечки подсолнуха, сладость лукума и сухофруктов, запах свежевыпеченного хлеба и чего-то сельскохозяйственного вроде сена или сладковатого аромата распаханной земли… и всё это – умноженное на суетную толпу, которая вечно снуёт туда-сюда по ВДНХ. Возможно, я слегка предвзята (недавно упоминала, что отношения с ВДНХ у меня не складываются), но никаких хороших ассоциаций у меня тут не получается. И цитрусов, обещанных в пирамидке, я не уловила вовсе – ну, разве что засахаренный донельзя кумкват?

Описание бренда: «Для наших бабушек и дедушек ВДНХ является чем-то, что символизирует дух дружбы народов, воплощенный в продуктах труда. Так и в моем аромате собраны запахи, присущие всем уголкам необъятной страны. Раскрываясь на коже южными апельсинами, он продолжится сладкой халвой и чуть кислой облепихой, а завершится знакомой морковью и нестандартным запахом янтаря. И да, у янтаря есть запах!».

  • «Бульвар Дмитрия Донского». Этот аромат хорошо было бы поставить особняком, а не в рейтинге по убывающему критерию «нравится». Во-первых, потому что он нарочито мужской: перец, смола, табак, шалфей… Во-вторых, потому что к этому аромату вообще сложно подходит с классическими парфюмерными критериями: я с трудом представляю себе даже мужчину (о женщинах молчу!), который захотел бы носить такой запах на себе. Ну только если какого отвязного байкера… может быть… но, мне кажется, это не для людей запах, а для чего-то техногенного. Пытаюсь представить: обрадовал бы меня любовник, благоухающий таким парфюмом?.. Ох не уверена! Кстати, дала попробовать маме, которая уверяет, что в детстве различала какой-то особый «запах метро». Мама развела руками – нет, мол, не похоже.

Описание бренда: «Дикий и необузданный, терпкий и пряный: вот, что можно сказать, впервые услышав этот аромат. Флагманская композиция скорее мужская, но также может быть логичным дополнением образа современной амазонки. Непохожий на другие, этот аромат шокирует пользователей классической продукции, а для ценителей селективной парфюмерии будет долгожданным открытием, как если бы вы нашли алмаз в горсти стекла».

-6

  • «Сокольники». Сначала отчётливой волной идёт медовый аромат цветущей липы – сладкий, но я бы не сказала, что неприятный. Ассоциация у меня подтягивается: майская или июньская прогулка по парку «Сокольники», цветущая липа, общее «сладкое» настроение дополняется какой-нибудь сахарной ватой, газировкой или кренделями… «Сокольники» – парк моего детства: долгое время мы с родителями жили неподалёку и чуть ли не каждые выходные моей дошкольной эры ходили туда гулять и кататься на каруселях. Так что ассоциация – приятная... но только поначалу. Через несколько минут этот идиллический мёд улетучивается, и остальные ноты бьют в нос довольно-таки тяжелым старомодным запахом «бабушкиной» пудры и такими же тяжелыми цветами – не теми, которые на клумбе в парке, а которые в бабушкином же допотопном флаконе духов с давно истекшим сроком годности. Интеллигентное слово «ретро» здесь не годится – простите, но на мой взгляд, есть разница между ретро и старьём. Слово «бабушатник» категорически не из моего лексикона, но хочется использовать именно его. Тем удивительнее было прочитать описание бренда, в котором есть вполне смелая претензия на эротичность:

Описание бренда: «Говорят, что в союзе секса не было, но тогда откуда мы все тут взялись?! Секс в союзе был! Но нежный, с всплесками животной страсти и долгими романами длиною в жизнь. Утренний чай с бергамотом после долгих ночей, букет пионов с розами в тяжелой гранёной вазе, тарелка азербайджанских слив на столе. Вот так пахло вокруг советского секса. Несмотря на винтажную композицию запахов, для нас этот аромат магнетический афродизиак».

-7
  • «Проспект мира». Вот уж что вогнало меня в парфюмерный ужас! Совершенно удушливая и тяжелая, на мой вкус, композиция. Тут кофе, ваниль, карамель, табак, нероли, мирра, роза... ну а вкупе: кошмар.:( Увы. И ассоциация подоспела сама собой. Когда я училась в университете, мы занимались физкультурой в «Олимпийском» и шли на пары мимо Соборной мечети. И там вечно чем-то торговали — чем-то пряным, тяжелым, восточным... Кстати, если пройти по проспекту Мира до конца, до Сухаревской площади, то там же найдутся магазин «Индийские специи» и эхо полузабытого Сухаревского рынка, суетного и маргинализированного. В общем, мне ни аромат не понравился, ни ассоциация. Тут уже не спишешь на то, что не мой стиль: аромат отталкивающий. И насколько же противоречат мои ощущения заявленному описанию...

Описание бренда: «Московская подземка стала так обыденна жителям столицы, что мы редко поднимаем голову чтобы насладиться красотой художественных форм, окружающих нас. Парфюмерная вода «Проспект мира» вдохновлена основной темой оформления станции — «Матерь мира», такая же теплая, спокойная и уютная. Ненавязчивый аромат кутает в любящих объятиях, наполненный запахом родной пшеницы».

____________

Резюмируя: нет, я не жалею, что попробовала. Мне было любопытно как минимум с исследовательской точки зрения – интересно, повторюсь, сравнивать свои ощущения (в том числе ольфакторные) от Москвы с чужими. И эти ощущения и вправду ох как отличаются! Однако если мыслить ретроспективно… пожалуй, лучше бы я потратила 4900 рублей на покупку «про запас» лишнего флакона чего-то давно любимого. Хотя как знать: может, через 20-30 лет я окажусь владелицей раритета?.. Я дочь историков – поэтому всегда держу в голове такой вариант.:)

P.S. Естественный вопрос: почему были выбраны именно эти 10 станций? Таково было решение модельера, который запускал коллекцию, а парфюмер только под него подстраивалась.

А вы как думаете: чем пахнет московское метро? Давайте обсудим в комментариях! Ну и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: