Найти тему
Буднилогия

КАК В МИРЕ ГИГАТОНН ИНФОРМАЦИИ НАЙТИ ТОЧКУ ОПОРЫ / БУДНИЛОГИЯ

Оглавление
Здесь вы найдете 3 простых инструкции для проверки информации на адекватность. Вы можете узнать больше о себе и привести свой эмоциональный фон в более спокойное состояние.

Начну с предыстории, чтобы ответить на вопрос, почему сейчас так актуально уметь работать с информацией. Не секрет, что особенностью текущего времени является изобилие информации.

С одной стороны для читателей открылся доступ к огромному количеству источников информации на различные темы. И, одновременно с этим, открылись бесконечные возможности в части самообразования и расширения личного кругозора. Сейчас, как никогда, эрудиция и мышление зависят лишь от личного желания и мотивации самого человека. А, это открывает для нас двери как к личному развитию, так и к построению карьеры, созданию любого масштаба проектов.

С другой стороны, открылся доступ к размещению информации и для самих авторов. Вне зависимости от их эрудиции и мышления, практически любой человек, имеющий доступ в интернет, может писать статьи, публиковать экспертные и не очень материалы, перепубликовывать информацию вырывая из контекста, заменяя ключевые смыслы, прикрываясь источником. И как следствие, по любой теме существует бескрайнее множество версий, гипотез, противоречивых "фактов". Смею предположить, что манипуляция информацией (осознанная или нет), была так или иначе, во все времена. Но, сегодня это явление отличается масштабом и общедоступностью. Практически любая точка зрения по любому вопросу может найти массу подтверждений своей состоятельности. В том числе и те точки зрения, что противоречат друг другу.

- И это две стороны одного процесса, где одно без другого не возможно.

фотограф Роман Смоляков  https://www.youtube.com/user/lilwell69
фотограф Роман Смоляков https://www.youtube.com/user/lilwell69

Хорошая новость в том, что мы способны научиться ориентироваться в потоках информации, настраивая критическое мышление и анализируя как информацию, так и ее источник.

Инструкция №1: Качественный анализ входящей информации

  • Слушать себя на уровне тела / чувств / ощущений / интуиции / логики. Читая материал, обращайте внимание, как ваше тело реагирует на него. Какие ощущения вызывает представленная информация в вас? Обратите внимание, за какие струнки дергают авторы! Возможно, за ваши травмированные части? Или ссылаются на научные труды, исследования, призывая вас самих порассуждать и изучить материалы? Или просто присоединяют вас через эмоции? (Тогда какие это эмоции? Что автор поощряет в вас таким образом? И, зачем нужен заход через эмоции там, где есть факты?) А может, автор, делится своим мнением и обращает на это внимание, как бы негласно призывая вас анализировать, на сколько близко лично вам эта позиция? А возможно вас приглашают в диалог, чтобы порассуждать и придти к какой-то третьей, более цельной картинке, обогащая позицию за счет обмена опытом? Заметьте, как сильно это влияет на контекст, на понимание намерений автора... Является ли информация целью или просто выступает инструментом манипуляции. И очень часто ваши ощущения, интуиция и логика легко распознают эти манипуляции. Другой вопрос, есть ли у вас привычка к тем эмоциям, за счет которых вам "вкидывают" некачественный контент? Негативные эмоции как и позитивные вызывают "привыкание". Тут конечно поможет работа с психологом.
  • Искать первоисточник: не только проверять имя и статус, а найти исходный материал, на который ссылается автор. Найдите статью, книгу или научную работу, на которую ссылается ваш источник, и уделите время самому первоисточнику. Найдите в нем цитату, возможно уже на этом уровне вы обнаружите решающую неточность, из-за которой смысл искажен. После этого, обратите внимание на контекст в котором находится цитата. Одно предложение не всегда передает смысл, который стремиться донести первоисточник. Если мысль сложная и многослойная, порой ее можно понять, лишь беря во внимание всю статью или научную работу. Таким образом вы не позволите спекулировать автору на добром имени первоисточника, продавая свою идею за счет вырваных из контекста фраз. И здесь не обязательно имеется злой умысел автора, он мог сам неосознанно допустить ошибку.
  • Критически анализируйте информацию… любую, даже если речь идет просто о мнении. Где есть мнение, рядом, вероятнее всего, будет и другое! Доставьте себе удовольствие, не принимать информацию сразу на веру. Другими словами, попробуйте взять за правило, что вас должны убедить в достоверности. И, обратите внимание, как именно вас в этом убеждают: просто продавливая или предоставляя источники, или взывая к вине/стыду/комплексам или аргументированным диалогом? В случае, если вам удастся посмотреть на информацию беспристрастно и без эмоций, то часто разобраться помогает элементарная логика. Призывая свою логику на помощь, постарайтесь увидеть весь контекст, все позиции, соберите весь, доступный вам, объем.
  • Задавайте себе вопросы для создания большего объема темы. Информация не находится в вакууме, часто у нее есть определенные задачи и широкий контекст. Критический анализ могут обогатить расширяющие вопросы: С какой целью мне предоставляют эту информацию?; К каким действиям меня подталкивает эта информация?; Кому это может быть выгодно?; Кто целевая аудитория этой информации?; Как мне предлагается сейчас чувствовать себя?; Что во мне поднимает эта информация?; Какие еще мнения существуют и какая доказательная база у них?
  • Не теряйтесь за «авторитетами», но обращайте внимание: кто говорит, почему так говорит, какой информацией располагает, как ее преподносит, КАКИЕ ПОТРЕБНОСТИ МОГУТ ЗАКРЫВАТЬСЯ АВТОРОМ МОМЕНТ ВЕЩАНИЯ?! Возможно у вас уже есть достаточно достоверной информации, чтобы оценить подлинность этой информации. Но, и в случае, когда вроде бы все указывает на достоверность, помните, что в конечном итоге, это не гарант достоверности. Кстати, вам может помочь снова анализ источника, обратите внимание, как часто этот человек ошибался давая свои оценки ранее (год назад, 5 лет назад, 10 лет назад), в том числе научный источник - может быть опровергнут через какое-то время (проверьте наличие опровержений).

Возможно, читая все это, вы думаете: "да как вообще возможно так анализировать информацию?" Это действительно трудоемко и для кого-то даже утомительно... И я могу вас понять здесь!

Но, один проверенный вами материал, может опровергнуть для вас целый поток информационного хлама, который был связан с этим материалом.

Так что же делать, если все же нет времени на такой труд, а желание брать во внимание только качественную информацию есть?

Для начала, обратите внимание, что вы и ваши внутренние фильтры на прямую влияют на ту информацию, которая поступает к вам. Я говорю о том, что информационное поле можно выбирать.

Да, вам может казаться, что все говорят об одном и том же, или говорят о чем-то в одной риторике... Такое ощущение, что все так или иначе живут потребляя плюс/минус одинаковую информацию. Нет - это не так. Даже по одной теме, в одной сфере интересов существует множество различных позиций, ракурсов, взгядов - это субъективные картинки мира, которых несчетное количество. Возможно вы даже не представляете, что сам вопрос в этой теме может ставиться иначе, не так как вы можете себе даже представить.

Если вы позволите себе как эксперимент поинтересоваться чем живут и как мыслят другие люди (не держась за свою правду, как за единственно верное), вы можете увидеть как многообразны эти субъективные миры, в которых живут люди.

Тогда вопрос в том, как человек может создавать тот или иной субъективный мир? Тема большая, но ее можно смело начать с такой инструкции:

Инструкция №2: Настройка входящих каналов коммуникации

  1. Важно понимать, что мире где у каждого есть возможность высказаться, из-за такого объема информации, мы порою можем успевать хватать лишь «хорошо упакованные мысли», лежащие на поверхности и имеющие эмоциональный отклик. Интересно, что часто информация доводиться до "полуфабриката", который максимально просто и быстро употребить (без каких-то умственных манипуляций и при этом испытать эмоцию) для решения своих задач, часто скрытых задач.
  2. Такая информация обычно бывает привлекательно за счет этого эмоционального крючка, который в нее закладывается. Но, не каждый эмоциональный крючок цепляет каждого человека. Большинство информации проходит мимо большинства людей. Поэтому если вас что-то зацепило, важно задать себе вопрос, какая именно эмоция на самом деле меня цепляет в этой информации и откуда она во мне (если что-то вас зацепило, то крючок, вероятнее всего, появился задолго до этого момента - здесь отсылка к психоанализу). Это даст понимание, какая эмоция вами руководит при выборе информации которая вас привлекает.
  3. Обратите внимание, что вы обычно ищите через поисковик, в чатах, соцсетях, библиотеках.. не прямой запрос в сети… а КАКУЮ ЭМОЦИЮ ВЫ ЖЕЛАЕТЕ РЕАЛИЗОВАТЬ ЧЕРЕЗ НАЙДЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ? Как составлен ваш запрос? (То как составлен вопрос, часто может определить ответ). Еще раз, та информация, которую вы потребляете - это не все, что есть в мире, чаще это лишь ваш рацион.
  4. А благодаря технологическому процессу, социальные сети быстро считывают и подстраиваются под интерес каждого. И, это создает иллюзию, что все знакомые или все в интернете живут тем же, чем и вы. В какой-то момент, другая позиция может совершенно пропасть с горизонта. Тут просто важно помнить, что это иллюзия, и чтобы выйти за ее границы, необходимо находить, пусть через пресловутое «вбивание в поисковую строку», те самые, противоположенные мысли, аргументы и мнения. Анализировать их беспристрастно… через работу с первоисточниками. БЕЗ ЭТОГО НАВЫК ДИАЛОГА МОЖЕТ АТРОФИРОВАТЬСЯ ВМЕСТЕ С МЫШЛЕНИЕМ И ЭМПАТИЕЙ.

Удивительно, как мы сами способны, незаметно для себя, формировать и передавать огромные потоки информации внутри межличностного общения. И, многим из нас известно про эффект "сломанного телефона": здесь забыл, тут заменил, здесь добавил, где-то предположил, что-то не расслышал, а где-то свое спроецировал... и так информация, таким образом переработанная нами, проходит похожий процесс через следующего и следующего человека. В какой-то момент это уже может стать просто эмоциональным комком спутанных фактов, выдумок и нарушенных связей, далеким от реальности.

Я говорю о том, что каждый из нас, взяв ответственность за информацию, которая исходит от нас, может уже на этом уровне навести относительный порядок, который в первую очередь почувствуем мы сами и сможем в этом вздохнуть свободнее.

А это навык, который необходимо осваивать и нарабатывать. И как вы уже можете догадываться, на этом уровне нам тоже могут помочь вопросы, которые мы задаем себе, перед тем как что-то сказать другому. Приучив себя отвечать честно на эти вопросы, мы можем удивиться, как много мы неосознанно могли говорить совершенно не для цели обсуждения вопроса, а для, например, переноса своих чувств, игр со своим эго, выяснением отношений с другими таким вот непрямым способом и так далее.

И так, какие вопросы первостепенно имеет смысл себе задать:

Инструкция №3: Как быть качественным ретранслятором информации в бытовом общении?

  • Способны ли вы поставить под сомнение свою правоту?
  • Важно ли вам быть правым? И, что вы хотите доказать на самом деле?
  • Кто для вас тот, кто не согласен с вами? Способны ли вы не бороться с его правдой?
  • Так что вам важно: быть правым или быть счастливым?
  • Какую цену вы платите, чтобы «правдой была твоя правда»?
  • Какую потребность вы ТАК закрываете?

Важно понять, что у нас есть выбор: осознанно потреблять информацию или давать простор для манипуляции осознанных или неосознанных.

Обратите внимание, что ложная информация может в итоге создать ложное представление об окружающем вас мире, о значимых для вас сферах, о необходимых действиях и о вас самих.

Если нет время анализировать всю информацию, - это нормально. Но, зачем брать во внимание не проверенную?! А если вы никогда не проверяли особенно входящую информацию, сколько этих "битых файлов у вас могло накопиться и как они значительно могут тогда влиять на вашу жизнь?

Возможно пришло время генеральной уборки?

И отдельная тема - это наше восприятие информации, уже на этом уровне мы можем накладывать свои проекции, и слышать в итоге совершенно не то, что говорит сам автор. И понимание этого уже рождает в нас дополнительное внимание, которое может нам помочь настраиваться на то, что бы услышать говорящего, а не то, что мы хотим услышать.