Впечатлений в этого дня было оказалось столько много, по крайней мере если попытаться их количество выразить в фотографиях, которые захотелось сохранить на память (ещё несколько сотен было жалостно удалено), что все их никак не получается утрамбовать в один рассказ.
И даже в два.
Так что страдать будем вместе и долго.
Я же начну своё повествование с утра, что в общем-то логично.
В то утро Байкал удивлял нас очередными льдинами и торосами, водой из самого центра и странными бегунами.
С утра мы покинули Усть-Баргузин - на этом с устьями нашей экспедиции закончено. А то я вечно путаюсь - Усть-Нера, Усть-Кут, Усть-Баргузин.
По плану мы должны были, как вы уже, наверное догадались, потому что мы это делаем каждый день, пересечь Байкал теперь уже с восточного берега на западный.
- О, боги, сколько метаний туда-сюда, - скажет сторонний наблюдатель и будет прав. В утешение могу сказать, что это было завершающее пересечение Байкала на нашем пути.
Наш путь лежал к мысу Хобой и в акваторию Малого моря. Хватит уже по большим ездить.
В Усть-Баргузине нас провожали застывшие от байкальского холода разнообразные плавательные средства.
Я бы сказала - корабли, но ведь кто-то обязательно поправит, что чего-чего, а ни одного корабля здесь нет.
Хотя я не понимаю, почему так. Ведь когда в детстве мы рисовали кораблики мы представляли что-то именно такое. Разве нет?
Ну, всё. Пока-пока, восточный берег.
Как говорится, не нужен нам берег восточный, нам западный берег милей.
Впрочем, по мне так и восточный очень симпатичный.
Вперёд на Хобой.
На Хобой вела вполне себе приличная дорога. С периодически встречающимися перемётами.
Вот в один из таких перемётов Антон ловко запрыгнул, посадив нашу машинку прочно в сугроб.
Что произошло дальше?
Правильно. Тут же прибежали туристы, встали красиво и кричат:
- Давайте фоткайте, как мы машину из сугроба выталкиваем.
Понятно, что эффективность их выталкивания была равна исключительно нескольким фотографиям.
Поэтому потом пришли взрослые дяди, туристов разогнали и быстренько машину вытащили.
В принципе, событие не стоящее упоминания, но мне же надо вам что-то рассказывать, а не только миллион сто тысяч красивых картинок показывать. Мне так неинтересно.
Впрочем, вскоре произошло более достойное упоминания событие.
Мы обогнали бегуна. Одинокий человек рассекал по ледяной пустыне. Не быстро, но упорно.
Только я подумала, что возможно человек готовится к какому-то предстоящему забегу, как вскоре (мы же всё-таки на машине быстро едем) мы обогнали целую стайку разноцветных бегунов, которые бежали к хивусу, явно поджидающему их.
Тут даже мне стало понятно, что люди не готовятся к забегу, а это и есть забег.
Я стремительно перебрала в памяти все байкальские забеги, про которые знала. Ни один не подходил под описание.
Я ж узнавала, про забеги на Байкале в начале марта, надеясь, что может мне удастся как-то совместить неприятное с бесполезным. То есть наоборот - путешествие с забегом.
Хорошо, что трасса была размечена флажками.
Уже вечером мы наяндексили информацию про этот забег.
Вот, например, выдержка из статьи в Esquire
Старт Adrenaline Rushians Ultra Ice Marathon запланирован на 1 марта в Усть-Баргузине. Состязания пройдут в кросс-дисциплинарном формате, где часть дистанции будет беговой, а часть — конькобежной. Общая длина дистанции составит 424 километра.
«Мы запустили Adrenaline Rushians, чтобы дать возможность любителям адреналина пройти ультрапроверку на прочность, максимально раскрыв свои внутреннюю энергию и потенциал», — рассказывает о кампании маркетинг-менеджер Adrenaline Rush Михаил Королев.
Участники ультрамарафона — это спортсмены-любители, имеющие опыт преодоления больших дистанций в сложных погодных условиях. Так, среди участников — конструктор авиационных двигателей из Перми, шахтер из Кемерова и учительница русского языка и литературы из Иркутска.
Звучит круто. Почему-то никакой информации про этот забег не было. Может поэтому в нём на участке от Усть-Баргузина до ... мы посчитали, что наверное они где-то марафонскую дистанцию бежали в этот день, участвовало всего 8 человек.
Восемь! Я нолик не забыла написать.
По всей дистанции стояли хивусы, один из хивусов шёл за последним участником. В общем, участвующих в процессе организации и поддержки забега было гораздо больше чем бегунов.
И вы не представляете, как мне хотелось пополнить их ряды, пробежавшись в этот день вместе с ними.
Вот вам, кстати, фотография хивуса - чудо техники, передвигающееся по льду и по воде, которому никакие трещины не страшны.
А мы тем временем приблизились к достаточно знаковой точке, которая не отмечена никак на озере, да и на карте её определить можно весьма приблизительно - к центру Байкала, где по совместительству находится самое глубокое его место.
1637 метров - и все наши.
Ну, может конкретно в этой точке не все. Может там было 1500 метров. Разве это имеет значение, когда такая бездна под твоими колёсами.
Гера с Антоном стоят и смотрят на дырку во льду с таким видом, как будто хотят сказать:
- Ой, что ж мы натворили. Озеро продырявили.
Потом они, конечно, сказали, что это было специально так задумано, чтобы попить воды из самого центра озера. И Антон принёс кружку.
Но разве так надо пить воду из самого центра?
Вот как надо.
Когда все напились, я пошла купаться.
Конечно хотелось по-настоящему, по нашему.
Антон сказал, что на приготовление проруби уйдёт минут сорок.
А так как никто из участников моё стремление окунуться в Байкал не поддержал, то я понимала, что через сорок минут ожидания меня где-то там в проруби и прикопают.
Пришлось вот так - ножки помочить.
После торжественных мероприятий по окунанию отдельно взятой ноги и церемоний распития озера мы двинулись дальше в путь.
Притормозив ненадолго у очередного симпатичного тороса с россыпью сапфиров.
С торосами нам повезло - они лишь украшали наш путь, никак не мешая продвигаться по нему.
Время, затраченное на фотосессии - не в счёт.
В основном же дорога была... Тут можно поставить точку. Дорога была.
Иногда встречались перемёрзшие трещины. Наш Олемобиль проезжал первым, после чего остальные уже, ничего не опасаясь, следовали за нами.
На самом деле это не то что так всегда бывает. Это нам сильно повезло. Обычно бывает гораздо хуже. И планируя маршрут, мы на каждый день имели вариант Б - на случай, если путь не будет так прост.
До последнего момента никто не знал, что в итоге получится, и сколько мы проедем.
А тут прям такая халява.
Ни заносов, ни торосов, ни трещин свежих.
В третий день езды, когда я оглядывалась назад и видела караван машин, мне всё время хотелось спросить:
- Антон, ты не знаешь, кто все эти машины и почему они преследуют нас?
Потом посижу, поеду. Снова в окошко выгляну. Только выдохну: фуф, нет никого.
А они:
- А мы туточки, за торосом прятались.
Вот и финишная арка забега.
Наш промежуточный финиш тоже уже близок. До Хобоя осталось совсем чуть-чуть.
А вот и он.
Мыс Хобой. Место, где с большого Байкала мы переходим в Малое море.
Наверное, одно из самых посещаемых мест Байкала. И Хобой и Малое море.
Все безумно многочисленные туры на лёд Байкала как правило проходят в этих краях и обязательно включают посещение Хобоя и окрестных гротов с прекрасными наплесками.
Мы бы могли, конечно, проехать мимо. Типа - мы не такие, мы по местам массовых гуляний не ходим.
Но глупо бы было, приехав в Москву, пройти мимо Красной площади только потому, что там толпы народа.
В конце концов хуже от этого она не стала.
Поэтому вторая половина нашего дня прошла в местах массового туризма.
Ну, что же. Такое тоже бывает. Но об этом я расскажу в следующий раз.
А вам пока - вот карта наших трёх дней пути.
Пока метались туда-сюда, половину Байкала проехали.
Все рассказы из этой экспедиции:
Магадан - Якутск - Иркутск. Как начинаются большие экспедиции.
Магадан - Якутск - Иркутск. Самый красивый рассвет в бухте и немного Магадана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Камнерезная мастерская. Увидеть красоту в булыжнике.
Магадан - Якутск - Иркутск. Косторезная мастерская. Из живого в мёртвое и обратно.
Магадан - Якутск - Иркутск. Магадан - Сусуман. Начало большого пути по Колыме.
Магадан - Якутск - Иркутск. На Колымской ГЭС.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы отвалов до отвала насмотрелись.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы за городом-призраком гонялись.
Магадан - Якутск - Иркутск. Едем в Индигирскую трубу.
Магадан - Якутск - Иркутск. Когда твое дело - труба. Индигирская труба.
Магадан - Якутск - Иркутск. Ольчанский перевал. Потому что это красиво.
Магадан-Якутск-Иркутск. Через Кубу на полюс холода. День, когда всё пошло не так.
Магадан-Якутск-Иркутск. Зимние развлечения на Полюсе холода. Бананы, гвозди и плавки колом.
Магадан-Якутск-Иркутск. Сокровищница Чысхаана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Про дежавю на трассе Колыма и гламурные ужины.
Магадан - Якутск - Иркутск. Горячие якутские бегуны, чудо оладушки и промежуточный финиш в Якутске.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сокровища Якутии.
Магадан-Якутск-Иркутск. Продолжаем о сокровищах Якутии. Царство вечной мерзлоты.
Магадан-Якутск-Иркутск. Такой разный Якутск. Мамонты, мерзлота и инновации.
Магадан-Якутск-Иркутск. Ремонт кораблей по-якутски. Что такое выморозка кораблей?
Магадан-Якутск-Иркутск. По дороге в Вилюйск. Лошадка якутская необыкновенная.
Магадан-Якутск-Иркутск. Прогулки по Вилюйску и в Мирный с происшествиями с лёгким испугом.
Магадан-Якутск-Иркутск. Удивительный Мирный. Маленький музей и огромный карьер.
Магадан-Якутск-Иркутск. Два дня на зимнике, за время которых мир непоправимо изменился.
Магадан-Якутск-Иркутск. Два дня на зимнике. День второй.
Магадан-Якутск-Иркутск. Из Усть-Кута в Северобайкальск. БАМ, Бурятия и горячие источники.
Магадан-Якутск-Иркутск. Байкал вдоль и поперёк. Первое прикосновение. Льды, торосы и источники.
Магадан-Якутск-Иркутск. Второй день по Байкалу. Наплески, острова, торосы - всё, как положено.