Найти в Дзене

"Метан — невидимый убийца климата" теперь и на воде. Европейские исследователи против СПГ

Ряд крупных СМИ (например, Bloomberg) начали тиражировать результаты исследования Methane at Sea: Finding the Invisible Climate Killer (https://www.transportenvironment.org/discover/methane-finding-the-invisible/) некоммерческой организации Transport & Environment (T&E). Название исследования уже заставляет задуматься об излишней экзальтированности авторов. А суть его вот в чём.

В исследовании утверждается, что утечки метана с судов, использующих сжиженный природный газ (СПГ) в качестве топлива, делают их более "грязными", по сравнению с судами на дизельном топливе или мазуте. Здесь становится ясно, что авторов мало интересуют выбросы оксидов азота, оксидов серы и непрогоревших углеводородов, то есть их мало интересуют экологические предписания в рамках конвенции MARPOL. Авторы исследования концентрируются на другом: якобы, почти на 80% судов, работающих на СПГ, при работе двигателей в атмосферу попадает 3,1% топлива. А метан, отмечается в исследовании, является парниковым газом, который "который нагревает атмосферу более чем в 80 раз больше" диоксида углерода.

Компания T&E утверждает, что более двух третей новых судов с 2025 года скорее всего будут работать на СПГ, а к 2030 году доля СПГ как бункеровочного топлива в Европе вырастет с 6% до более чем 20%. Исследователи утверждают, что большинство судов, работающих на сжиженном природном газе, наносят больший ущерб климату, чем суда, работающие на ископаемом топливе, которые они должны заменить. Но если вы решили, что цель исследования про "невидимого убийце по имени метан" — это призвать к сохранению существующей сегодня структуры судовых топлив, то вы ошиблись. Чистые виды топлива существуют, говорят в T&E, а именно зеленые виды топлива на основе водорода.

Шельмование метана в политической и научной среде ряда западных стран началось порядка трёх лет назад. Первоначально удары наносились по "грязным" производствам, на которых происходят утечки метана. С этих позиций старательно критиковались трубопроводные газотранспортные проекты, а также целые сектора ТЭК отдельно взятых стран (чаще всего — России). Одним из результатов стало соглашение о сокращении выбросов метана, принятое более чем 80 странами в ходе климатической конференции в Глазго в 2021 году.

Но ведь из метана можно производить водород — проще и дешевле, чем из воды. Однако даже "голубой" водород заранее был признан тупиковой ветвью невероятно перспективного водородного направления (вопросы о перспективности которого только растут). А Россия делала ставку на производство "голубого" водорода.

Теперь под удар подпадает и СПГ как судовое топливо. Учитывая, что развитие водородного направления откровенно буксует, а немалый вклад в развитие СПГ-судоходства вносит Китай, можно ожидать, что страны Европы будут неоднократно возвращаться к вопросу о "неэкологичности" сжиженного природного газа, стараясь создать хоть какой-то дополнительный рынок сбыта для "зелёного" водорода и при этом снизить за счёт какого-нибудь очередного экологического налога конкурентоспособность неевропейских перевозчиков. Ради такого можно попытаться задавить в зародыше, пожалуй, самый чистый вид бункеровочного топлива.