Найти тему
Юлия Варенцова

Отец Иоанн совсем не был похож на монаха-отшельника, но многие его современники признавали, что он достиг святости

Феноменальная популярность отца Иоанна, видимо, объяснялась тем, что он казался особенно близким и понятным обывателю, простому человеку. Он жил в обычном доме, в квартире, был женат, ходил на службу, читал газеты, бывал в гостях у знакомых. То есть, отец Иоанн совсем не был похож на монаха-отшельника, и, тем не менее, уже многие его современники признавали, что он достиг святости.

Домой к отцу Иоанну можно попасть и сегодня – благодаря протоиерею Геннадию Беловолову. Больше десяти лет своей жизни он посвятил тому, чтобы несколько квартир на втором этаже этого дома расселить и снова соединить в одну - ту самую, где жил батюшка. Теперь здесь музей. Воссоздано жизненное пространство отца Иоанна - и кабинет со спальней, и столовая комната, и гостиная зала.

Дом, где жил о. Иоанн, Кронштадт
Дом, где жил о. Иоанн, Кронштадт

Сергей Фирсов, доктор исторических наук:

Самое главное, Иоанн Кронштадтский был необычно обычным пастырем. Приходской священник в соборе города Кронштадта, законоучитель, он более 25 лет был законоучителем в местной Кронштадтской гимназии. Человек порывистый, искренний, мог отдать свои сапоги нуждающемуся и прийти домой босым, в прямом смысле слова. Он не был теплохладным, а многие были теплохладны из тех, кто его окружал, в том числе из духовного мира. Притом, это была удивительная святость, он не анахорет, он не столпник, он не в пещере живёт, он не в пустыни спасается, он носит дорогие рясы в конце жизни, он ездит в дорогих каретах, он пользуется пароходами, через его руки проходят миллионы. И в тоже время он святой.

Раздавая изо дня в день милостыню, отец Иоанн однажды понял, что он может сделать для бедных и бездомных людей гораздо больше. Он может дать им второй шанс на нормальную жизнь, если найдет способ обеспечить их работой и жильем. И он нашел его. На пожертвования, собранные отцом Иоанном, в центре Кронштадта был построен дом – Дом Трудолюбия, как назвал его батюшка. Здесь любой бомж или нищий мог получить простейшую работу – щипать пеньку, плести канаты, клеить конверты. И здесь же можно было и пообедать в "народной" столовой, и остаться на ночлег. В России 19-го века этот Дом Трудолюбия стал первым, как сказали бы сейчас, успешным социальным проектом по реабилитации бездомных и малоимущих. Причем, проектом не государственным, а частным. Сам он обязался выделять на этот проект сорок тысяч рублей в год - сумма колоссальная: это деньги, которые шли через него от жертвователей.

Бывший "Дом трудолюбия", Кронштадт
Бывший "Дом трудолюбия", Кронштадт

Скромное жалование, которое получали люди в Доме трудолюбия, может, и не позволяло им выбраться из бедности, но обеспечивало хлебом насущным. Со временем Дом Трудолюбия обрастал новыми проектами. Здесь открылась лечебница, школа, мастерские для женщин. Начинание отца Иоанна всюду обсуждалось и ставилось в пример. Оно привлекало все больше благотворителей и находило последователей в других городах империи.

Александр Кравецкий, историк:

Проект был очень успешным - настолько, что уже в начале 20-го века отправляли от правительства сотрудников по стране – они ездили, убеждая губернаторов открывать аналогичные заведения в других местах. И сам дом трудолюбия превратился в городскую достопримечательность, то есть место, которое посещали все вип-гости Кронштадта. То есть, это такой был значимый объект, который предполагалась возможность его копирования.

Решимость изменить общество с помощью христианских заповедей, необыкновенное литургическое служение – все это привлекало к пастырю новых и новых людей. Но настоящая всенародная слава настигла его после того, как стало известно: молитвы батюшки действительно имеют огромную силу. Любопытные воспоминания о нём оставил Анатолий Федорович Кони, которого в излишней религиозности заподозрить трудно. Он описал случай, связанный с жизнью знакомой ему семьи, где серьезно заболела девушка. Никто не мог ничего сделать – даже европейские светила, такие, как доктор Шарко, учитель Зигмунда Фрейда. Пришёл отец Иоанн Кронштадтский, положил ей руку на голову, прочитал молитву, и после этого девушка выздоровела.

В газетах стали появляться письма благодарных людей, которые получили исцеление по молитвам отца Иоанна. Именно благодаря прессе батюшка стал известен по всей империи и даже за ее пределами. Ведь как раз в то время складывался гигантский рынок газет всех направлений с огромными тиражами. Иоанн Кронштадтский оказался первым священником, вошедшим в медийное пространство.

Сохранилось около четырех тысяч писем, адресованных отцу Иоанну с просьбой помолиться об исцелении. Городской почте даже пришлось открыть новое отделение, которое занималось только перепиской знаменитого пастыря. Но, конечно, каждый, кто мог добраться до Кронштадта, стремился встретиться с батюшкой лично.

Продолжение следует

Из документального фильма "День Ангела. Праведный Иоанн Кронштадтский":

ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ДЕНЬ АНГЕЛА