И мытьё рук, и истерики возникают и поддерживаются за счёт внешних событий.
Как же так происходит? Ведь совершенно точно никто не ставит перед собой задачу научить ребёнка истерить.
В этой статье я разберу 5 видов последствий, которые побуждают демонстрировать поведение. Научившись их различать, впоследствии можно будет начать влиять на чужое поведение.
Усаживайтесь поудобней. Читать долго, но интересно.
Это канал про поведение. Разбираюсь с тем как оно устроено благодаря науке Прикладной анализ поведения (АВА) и опыту использования полученных знаний в воспитании сына с аутизмом, повседневной жизни и менеджменте.
Исследования, проводившиеся в течение последних десятилетий, подтверждают, что многие желательные и нежелательные формы поведения являются выученными.
Если человек демонстрирует поведение, значит, оно необходимо ему, чтобы взаимодействовать с окружающей средой.
Значит, что-то это поведение поддерживает. Как говорят поведенщики, у него есть своя функция, иначе человек бы его не демонстрировал. Вот об этих функциях и поговорим.
Это может показаться невероятным, но функций поведения всего пять, даже четыре, просто в некоторых источниках можно встретить, что одна из них разделена на подвиды.
Функции поведения
- Доступ к желаемому;
- Привлечение внимания;
- Избегание требования;
- Автоматическое подкрепление
или
- Автоматическое избегание
Разберём их по порядку.
Доступ к желаемому
Человек делает что-то для того, чтобы получить вполне ощутимое материальное или не совсем материальное благо. Например:
- еда, напитки;
- вещи, материальное имущество:
- информация, впечатления, эмоции
Если поведение регулярно помогает человеку получить доступ к желаемым объектам, оно закрепляется.
Для того, чтобы что-то получить можно, например, это создать, включить, открыть, достать, попросить, а можно устроить истерику.
В таких случаях окружающие могут совершить типичную ошибку и предоставить желаемое, что незамедлительно остановит демонстрируемое проблемное поведение, но, как следствие, повысит его частоту в сходных обстоятельствах в будущем.
Привлечение внимания
Человек — социальное существо, поэтому внимание со стороны окружающих имеет для него такую же ценность, как и материальные блага.
Невероятно, но факт, желаемой формой внимания может служить не только восхищение или похвала, но и простое наблюдение, слушание и даже внимание, предъявляемое в негативной форме, такой как, например, ругань и крики.
Пришлось как-то быть свидетелем сцены, когда две девочки-подростка “цепляли” продавца уличных игрушек в парке. Они что-то ей говорили, продавец очень эмоционально реагировала и ругалась, это вызывало у девочек бурные эмоции, указывающие на прилив радости и энергии.
Продавец опять на них ругалась, они вновь радовались её реакции и было видно, что как только продавец успокаивалась, те пытались спровоцировать её на новый виток реакций.
Так что если вам иногда кажется, что вас специально выводят из себя, то вам не кажется. Скорее всего, так оно и есть.
Избегание требования
Человек делает что-то, для того чтобы избежать или прекратить неприятное событие, трудное задание или неприятное взаимодействия.
Всего этого можно добиться, например, следующими способами:
- выполнить задание и тем самым избавиться от просьб о его выполнении или от перспективы ухудшения положения, связанного с нерешённой проблемой;
- положить трубку, хлопнуть дверью;
- что-то пообещать;
- проявить агрессию или самоповреждающее поведение.
Список примерный и неполный.
С годами человек получает определённый опыт подкрепляющих последствий и какие-то виды поведения становятся для него обычным способом избегать трудных занятий или неприятного взаимодействия.
Автоматическое подкрепление
Результат некоторых видов поведения не зависит от действия окружающих. Такие формы поведения предоставляют подкрепление сами по себе.
Для того чтобы исключить влияние социальных подкреплений, необходимо проследить, демонстрируется ли данное поведение в том случае, когда человек остаётся один.
Например, если человек закуривает только в компании, то, скорее всего, ценностью является социальное подкрепление. Если человек чувствует необходимость закурить вне зависимости от присутствия других лиц, то это уже автоматическое подкрепление.
Автоматическое избегание
Расчесать до крови место укуса комара это тоже поведение. Самоповреждающее поведение, которое находится под действием автоматического избегающего подкрепления.
В данном случае оно помогает прекратить (избежать) зуд от укуса.
Самоповреждающее поведение может служить для избавления человека от других источников боли или дискомфорта. По этой причине между таким видом поведения и некоторыми заболеваниями может прослеживаться определённая связь.
Вывод
Отследив, в чём именно заключается ценность демонстрации того или иного поведения для человека, можно понять, какая у данной формы поведения функция, какую цель преследует человек. Зачем он это делает.
Ответив на этот вопрос, можно спланировать вмешательство таким образом, чтобы усилить адаптивное поведение и за счёт этого снизить проблемное.
Но есть подвох...
Дополнительная сложность заключается в том, что с возрастом “чистых” функций у поведения становится всё меньше.
Как правило, когда мы видим проблемное поведение, мы понимаем, что, скорее всего, речь идёт о сочетанности функций.
Это когда, как в сказке о храбром портняжке: “Храбрецом слыву недаром. Семерых - одним ударом”. То есть одна и та же форма поведения позволяет человеку достигать сразу множество целей. Очень удобно.
Примеры
- Срывая урок в классе, ученик получает сразу и избегание требований, и привлечение внимания.
- Уходя на перекур, человек получает и избегание требований, и автоматическое подкрепление, и доступ к желаемому социальному подкреплению в виде приятной беседы с коллегами.
- Устраивая истерику в магазине, ребёнок может получить сразу и привлечение внимания, и доступ к желаемому объекту. Кстати, чем больше будет к нему внимания со стороны остальных посетителей магазина, тем больше вероятность того, что желаемый объект в итоге тоже будет получен.
----------------
Такой вот он важный вопрос “Зачем?”.
Признаюсь, порой, когда мне приходится анализировать поведение собственного сына, чтобы найти ответ на этот вопрос, невольно приходит на ум ассоциация с сыщиком, которому приходится использовать все свои аналитические способности и дедуктивный метод, для того чтобы разгадать эту загадку.
Чтобы разобраться, в чём же заключается функция демонстрации поведения, в АВА есть специальная процедура, называется функциональный анализ. Напишу об этом отдельно. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Желаю всем здоровья и хорошего настроения!
Надеюсь, было полезно.
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.
Вы задавались когда-нибудь вопросом "Зачем?" в отношении чужого поведения? Напишите в комментариях.
#ава-терапия #аутизм #дети #семья #общество