Изображение лагерной жизни
Если сравнить советский лагерь с немецким концлагерем, показанным в "Судьбе человека" Шолохова, то есть кое-что общее.
Например, в бараках у трудяг - иней на потолке, а в надзирательской "яро топилась печь". К трудягам надзиратели относятся как к врагам и нелюдям:
"Дверь-то притягивай, ты, падло! Дует!", "Ничего, падлы, делать не умеют и не хотят. Хлеба того не стоят, что им дают. Дерьмом бы их кормить".
У трудяг взаимное отношение к начальству: это ненависть. Помыв пол в надзирательской, Шухов нарочно не выжал тряпку, да еще "выплеснул воду на дорожку, где ходило начальство" (из вредности, чтобы образовался скользкий лед).
Но разница с концлагерем конечно же, большая. Поэтому многие тут выживают по 30 лет и больше. Разница и в том, что работают они на свою собственную страну, и в том, что кормят их хоть и очень плохо, но дают первое, второе и паек, есть завтрак, обед и ужин.
Мы помним, что в "Судьбе человека" немцы кормят заключенных только раз в день похлебкой из брюквы и лишь один кусочек хлеба в день.
Здесь же после каждого приема пищи еще берется с собой в барак паек - от 200 г до 550 г хлеба (это больше полбуханки) в зависимости от того, сколько ты наработал, моют в бане раз в 2 недели. Есть выходные по субботам и некоторым воскресеньям.
Есть "культурно-воспитательная часть", где можно почитать газеты, происходит получение посылок от родных, есть починка вещей (обуви), сушилка, медсанчасть, правда, фельдшер тут может быть вовсе без медицинского образования, как лагерник Вдовушкин, который учится делать уколы на работягах. И от работы на морозе освобождают, если даже очень плохо, только при температуре выше 38.
И самое главное - стукачество не процветает, в отличие от того, что мы видим в немецком концлагере, изображенном в "Судьбе человека" Шолохова. То есть человеческая атмосфера не гнилая.
В рассказе "Один день Ивана Денисовича" показано, что есть в лагере определенная сплоченность коллектива, и подавляющее большинство трудяг - люди далеко не преступные, высоких моральных качеств. С ними реально можно жить и даже дружить.
Читать о товарищах Шухова - второстепенных героях рассказа .
То есть это - не совсем как немецкий концлагерь. Но:
Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить -- упарится, свалится.
Воровство и блат
Принудительное деление посылок с начальниками
Сало, масло, табак, колбаса и другие вкусности - такие продукты на зоне бывают только из посылок. Но получающий должен делиться содержимым со всеми, от кого зависит хранение посылки.
С надзирателя начиная, кто посылку получает, должен давать, давать и давать.
Ворует повар, надзиратели и вообще все "придурки" (блатные, не вкалывающие зэки). Поэтому работягам достается каши на самом дне миски.
И здесь воруют, и в зоне воруют, и еще раньше на складе воруют. И все те, кто воруют, киркой сами не вкалывают. А ты -- вкалывай и бери, что дают. И отходи от окошка. Кто кого сможет, тот того и гложет
Или еще один пример - трудяги собирают во время рабочего дня еще и разных щепок на зоне, чтобы подкинуть в барачную печь, которая плохо топится. Но надзиратели большинство этих дровишек забирают себе, каждый вечер.
Бригадиру же, если он хороший и думает о своих людях, нужно постоянно "подмазывать" тех, кто выписывает нормы питания трудягам:
И блат с нормировщиками. Нормировщикам тоже нести надо.
Столовая: это эпицентр всех страстей.
Ничего так не жаждет уставший человек, как еды. Но поэтому человека и легче всего унизить именно через еду. И с этим создают трудности - например, не пропускают в столовую, если опоздал и поэтому не со своей бригадой заходишь.
И даже со своей бригадой надо еще успеть пройти, потому что поджимают со всех сторон.
Качается толпа, душится -- чтобы баланду получить. Законную баланду.
И в столовой тоже нужно не зевать: вовремя нужно самим уметь утащить, где видно, освободившиеся подносы, тогда быстрее бригада получит еду.
Бюрократия в лагере:
От процентовки больше зависит, чем от самой работы. Который бригадир умный -- тот не так на работу, как на процентовку налегает. С ей кормимся. Чего не сделано -- докажи, что сделано; за что дешево платят -- оберни так, чтоб дороже. На это большой ум у бригадира нужен.
То ест бригадир должен описать проценты того, что сделала бригада за день. И чем выгоднее он это представит на бумаге, тем больше лагерь получает денег от государства. И какие-то крохи от них перепадают тогда и трудягам:
А разобраться -- для кого эти все проценты? Для лагеря. Лагерь через то со строительства тысячи лишние выгребает да своим лейтенантам премии выписывает. Тому ж Волковому за его плетку. А тебе -- хлеба двести грамм лишних в вечер. Двести грамм жизнью правят. На двести граммах Беломорканал построен.
Критика советского строя в целом
Критика сталинизма, в частности - суровых порядков советской армии на Великой отечественной войне:
Шухов и его товарищи великим чудом, большими усилиями убежали от немецкого окружения впятером. Но ни одному не было суждено продолжить нормальную жизнь, хотя эти люди были абсолютно невиновны.
И еще по лесам, по болотам покрались -- чудом к своим попали. Только двоих автоматчик свой на месте уложил, третий от ран умер, -- двое их и дошло. Были б умней -- сказали б, что по лесам бродили, и ничего б им. А они открылись: мол, из плена немецкого. Из плена? Мать вашу так! Фашистские агенты! И за решетку. Было б их пять, может сличили показания, поверили б, а двоим никак: сговорились, мол, гады насчет побега.
Критика колхозов:
Она просвечивается в основном через то, как описывает жена Шухова в письмах колхозную жизнь. Эта жизнь принесла крестьянам бедность и беспорядок, утрату промыслов.
Через официальные советские газеты, но вернее всего - через письма и слухи доходят до лагерников вести обо всем, что реально происходит на воле.
Из рассказов вольных шоферов и экскаваторщиков видит Шухов, что прямую дорогу людям загородили, но люди не теряются: в обход идут и тем живы.
И в этом смысле - на воле происходит все точно так же, как в лагере. Точно так же как крестьяне и рабочие, и лагерники ищут ежедневно ловкие обходные пути - как поесть до сытости, как подработать - кто как может, потому что иначе им не выжить.
Жестокий лагерь как проявление деспотического режима, воровства и бюрократии, бесправности рабочих - это закономерная и неотъемлемая часть советского строя, и в этом смысле правы по-своему те, кто рассматривает лагерь в рассказе как некий символ всего Советского Союза.
Специфические слова из рассказа "Один день Ивана Денисовича"