Как известно, России обрубили доступ к гражданским самолётам компаний Boeing и Airbus в надежде вызвать глубокий кризис в сфере и обрушить экономику по цепочке в целом, но не тут-то было – уже представлен и активно реализуется план по восстановлению целой отрасли, проблемы которой начались куда раньше. Иными словами, нам нужен был этот пинок для создания почвы под действительно масштабные проекты для страны.
Приветствую на канале!
Первый пункт, который играет очень важную роль в возрождении отрасли – это Ту-204, среднемагистральный узкофюзеляжный самолёт разработки конца 80-х, который претерпел довольно много изменений и сейчас считается вполне себе современной машиной в виде Ту-214. Единственный минус – высокий расход топлива относительно конкурентов, но для внутреннего рынка этого вполне достаточно. Стоит отметить, что Ту-204 используется Специальным лётным отрядом «Россия», что говорит о высоком доверии его надёжности и неприхотливости, которая теперь пойдёт в массы. Пользуется спросом самолёт и у военных в виде Ту-214Р, задачей которого является ведение радиотехнической разведки. Довольно интересная и очень закрытая с точки зрения данных машина, как и его «собрат» Ту-214СР – ретранслятор, играющий важную роль в связи высшего руководства. Всего выпущено почти сотня машин в разной модификации, а значит она прекрасно освоена в производстве, посему выбор пал именно на него – ОАК хочет выпустить 70 единиц в модифицированной версии Ту-214 до 2030 года, причём 20 из них уже сейчас в производстве. Для сравнения – раньше темп не превышал 2-3 машины в год, а то и ноль (за исключением некоторых пиков многолетней давности).
Не мало ли 70 машин? Нисколько, ведь это лишь перестраховка в случае непредвиденных обстоятельств – основной поток придётся на совершенно новые МС-21, которые не только не уступают западным конкурентам, но и по некоторым параметрам их превосходят. Многие считают, что создать такой самолёт фактически с нуля – это довольно просто, особенно при наличии советской школы гражданского авиастроения, однако это совсем не так. Современный авиалайнер – очень сложная система, где торжествует развитая микроэлектроника и крайне продвинутые материалы, а его создание фактически отражает возможности страны в этих сложнейших направлениях. Касаемо МС-21, его главный козырь – это турбовентиляторный двигатель ПД-14. Основные отличия от предшественников – очень высокая экономичность и надёжность с применением самых современных технологий. Но ПД-14 лишь первый шаг в создании целой линейки других двигателей, в частности ПД-8 для SSJ-100 и многих других самолётов, а особого внимания в этом списке достоин ПД-35, который станет основой будущего перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации. ПАК ВТА придёт на смену такой машине, как Ан-124 «Руслан», замена которого не за горами. Касаемо серии МС-21, то сейчас его сдвинули на год вправо, но по причине замены всех оставшихся иностранных комплектующих. То есть на выходе мы получим совершенно новый отечественный лайнер, никак не зависящий от Запада.
И это ключевое отличие наших машин от конкурентов, где огромные масштабы кооперации, что с одной стороны хорошо, но с другой, в случае разрушения цепочек поставок по любым причинам, грозит самыми разными проблемами. Взять хотя бы китайские С919, которые, якобы, во всём лучше наших аналогов и чуть ли не добрались до «высот» Боинга и Эйрбаса, но если присмотреться, то там практически всё иностранного производства, включая двигатели CFM International LEAP 1С французско-американского производства. И так по всему самолёту, что в корне отличается от нашего МС-21. Если китайцы не смогли сделать гражданский самолёт сами, с нуля, то представьте перед какой проблемой теперь стоим мы, ведь ещё с 90-х кризис отрасли усугублялся давлением Запада, даже создай мы хорошую надёжную машину, соответствующую всем требованиям или лучше, они могут просто не выдать сертификат по надуманным причинам и полностью обрубить все будущие продажи наших самолётов за рубеж, а также запрет на использование в их воздушном пространстве, отправив все инвестиции и труд в крутое пике. Возвращаясь к планам производства МС-21, то здесь всё куда интереснее – через полтора/два года заказчики получат первые шесть импортозамещённых машин. А затем наращивание производства, которое должно достигнуть пика в 72 единицы за год.
Как итог отметим, что мы выделили всего два самолёта, но очень важных с нашей точки зрения и отрасли в целом, однако планы существенно шире – до 2030 года ОАК хочет построить аж 500 самолётов, что позволит фактически полностью избавиться от Боингов и Эйрбасов. Список можно дополнить такими представителями, как Ил-96 с новыми двигателями ПД-35, полностью импортозамещённый «СуперДжет», Ил-114 и многие-многие другие. Планы действительно титанические и они уже реализуются.