Это произошло со мной более 20 лет назад.
Я был неофит, сердце горело Богом, ноги сами несли на службу утром и вечером почти каждый день. Но было трудно от того, что моя жизнь разорвалась со всеми прежними привычками и даже друзьями на несколько лет. Казалось тогда, что только отшельники спасаются и нужно только осуществить свой уход из мира для спасения.
Причастие же было чем-то настолько трудным, но обязательным, что как у нас по традиции заведено, я находил в себе силы подойти к Чаше крайне редко. Обычно все никак не удавалось продержаться постом 3 дня: то мама картошку с маслицем пожарит, то бабушка сметанки в супик добавит, а отказаться я боялся и стеснялся. На тот момент я все стеснялся того, что я верующий. Мне казалось, что люди и близкие будут смеяться надо мной. Только теперь я начинаю понимать, что это было от того, что я преписывал людям то, что было во мне. Т.е. я сам на самом деле чаще всего неосознанно внутри себя смеялся над людьми над всем чем не попадя, утверждаясь в мире таким образом, превознося себя и делая из себя кумира. Но до осознания этого было еще очень далеко в те годы.
Итак, причастие было очень редким, крайне нежелательным, но обязательным и крайне изнурительным.
Тогда жива была еще моя прабабушка, которой, как говорит моя бабушка, Бог послал правнука: я был с ней почти каждый день, навещал ее, оставался ночевать, ходил в магазин. Прабабушка меня кормила, рассказывала про свою жизнь, а я ей читал молитвы, книжки Есенина и Некрасова. Ну и как мог приводил ее ко причастию, понимая, так как она старенькая, и уже очень может быть скоро Господь ее заберет, я ей внушал и уговаривал, что нужно причащаться. Читал ей правило, приводил домой священника, иногда ее саму возил в церковь. Прабабушка как только могла отпиралась, но что не сделаешь ради любимого внука!
Интересно было, что когда я ей приводил священника на дом, она сразу резко становилась больной ложилась на кровать и чуть дышала, после того, как священник уходил, причастив ее, она резко оживала и начинала что-нибудь готовить мне покушать.
И вот что случилось в один из наших походов в церковь для причащения бабушки. Я вычитал не спеша все-все правило бабушке, пока она дремала на своем диванчике, еле-еле ее уговорил ехать в церковь, посулив тем, что после заедем на рынок и закупим всего, что ей нужно. В храме бабушка от усталости хотела присесть и, так как лавочек не было, села на амвон перед всем людьми в храме. Ей конечно тут же сделали выговор, что к Богу попой не сидят, а мне было очень стыдно и пот стекал у меня по лбу, и я вообще был весь сырой. И вот в момент и сразу же после, когда я бабушку подводил к Чаше, я явственно ощутил как мне стало очень благодатно, как вдруг Что-то в меня вошло. Было это настолько ощутительно, что все мои тяготы тут же улетучились. Я сразу понял, что хотя сам не принимал причастие, был таким образом Господом причащен.
Теперь по прошествии многих лет этот случай вспомнился и откликнулся в моем сердце тогда, когда в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения» я прочитал, что в ранние христианские времена были традиции, когда люди сами себя причащали, т. е. имели дарохранительницу с собой и совершив правило, причащались каждый день. И были свидетельства, что некоторых отшельников причащали ангелы. Эта информация очень хорошо легла на сердце и соединилась с собственным опытом, когда не причастившись сам, я почувствовал, что был причащен. Данный факт личного опыта явился дополнительным подтверждением для меня, что это возможно и имеет место быть.
Для меня это подтверждает утверждения того, что я уже читал и слышал во многих источниках и от многих людей: причащение Святых Христовых тайн является не столько желательным, сколько обязательным для воцарения Христа в сердце человека, получения и сохранения благодати Святого Духа. И только находясь в таком состоянии человек может спокойно без зазрения совести сказать о себе: я — христианин, так как человек ощущает, что Христос пребывает с ним. А возражения, что дескать вот Мария Египетская много лет не причащалась и стала святой (к Св.Марии тут же присоединяются множество пустынников, молчальников, отшельников), можно парировать тем, что нахождение далеко от священника и от храма, где осуществлялась безкровная Жертва не означает, что эти уже при жизни святые люди не получали причастие от ангелов. Они либо сами себя причащали, либо к ним приходили и причащали их священники, а святость и чистота их жизни позволяли не рассеивать благодать Святого причастия и Самого воцарившего в их сердце Христа длительное время.
Уже не первый месяц, а может быть и год я убежден лично, что для нас, совсем несвятых людей, частое прибегание к Чаше есть единственный способ, чтобы Христос входил в наши сердца и обожжал нас, кротко и постепенно врачуя наши немощи. На своем опыте сравнивая свою жизнь без частого причастия и с частым причастием, я еще и еще раз свидетельствую, что это безусловно так — при ежевоскресном прибегании к Святому Причащению Христос явственно входит в сердце. При этом появляются ощутимо силы для осознания своих скрытых для себя грехов, появляется возможность не грешить грубыми и видимыми грехами, молитва становится легкой и очень близкой по духу. Начинаешь понимать, что двигало людьми, которые эти молитвы писали. И все эти действия уже сложно приписать себе и своим трудам и подвигам — все это всецело помощь Христа и потому рисков приписать все это себе, для своего самомнения и гордости становится намного меньше.
#Русская православная церковь #Причастие #христианство #как часто причащаться