Найти в Дзене
Вика Дмитриева

Помните, как тяжело было в 90х? Я — нет. Объясняю, почему

Малиновые пиджаки, золотые цепи… С чем ассоциация? Конечно, 90-е 😎Но далеко не у всех те годы прошли богато.

Меня зовут Вика, я — семейный психолог, телеведущая, автор книг «Это же ребенок» и «Это же любовь» и мама троих детей. Давайте сегодня поностальгируем.
Меня зовут Вика, я — семейный психолог, телеведущая, автор книг «Это же ребенок» и «Это же любовь» и мама троих детей. Давайте сегодня поностальгируем.

Сейчас многие вспоминают, как тяжело и страшно было тогда. Пустые полки в магазинах, нечего есть, работы нет, зарплаты мизерные, преступность высокая…

Кто-то торговал на рынке с 12 лет, чтобы помогать родителям. Кто-то пошёл дворником трудиться, имея ученую степень. Кто-то запил от безнадеги, пока жена пахала на трёх работах и делила замороженные окорочка на всю семью. У кого-то родители ссорились, не выдерживая этот кризис. На кого-то родители срывались, не умея справляться с такими гнетущими эмоциями.

Кто-то с самого детства впитал в себя это ощущение голода и страха. Я постоянно слышу это от своих ровесников: «Помните, как тяжело было в 90х?».

А я не помню 🤷🏻‍♀️

Не потому, что мы жили лучше других — нет.

А потому что мои близкие имели мудрость не вносить эту тяжесть в общение с детьми. И я безумно благодарна своей семье за это 🙏

Уже когда выросла, я осознала, что мы тогда жили очень бедно. Мама и папа жили со мной и сестрой-двойняшкой в однушке в Москве. А мой папа родом из Грузии. И когда в России начались те самые голодные 90е — в Грузии началась Гражданская война. Мы даже её там немного застали.

Одна из моих детских фото
Одна из моих детских фото

Тогда постоянно отключали свет в Тбилиси и мы сидели при свечах. Но когда стало уже совсем опасно, мы перестали туда ездить, а папины родители, братья, сестры, даже друзья — бежали оттуда в Москву. Многие из них жили прямо с нами в однушке. Спали на сдвинутых креслах.

Дедушка, чтобы подработать, таксовал. Бабушка круглосуточно пекла пирожки на продажу. Тетя работала в ресторане поваром и приносила иногда оттуда еду, потому что дома есть было особо нечего. А мы с сестрой, ещё совсем малышки, стояли с мамой на морозе у Детского мира на Лубянке и продавали с рук какие-то кофточки.

Сейчас звучит страшно. Бедно. Голодно.

Но тогда я видела это совсем по другому

Когда в Тбилиси отключали свет и взрослые зажигали свечи - мы с сестрой играли в тени на стене, рассказывали страшилки и шутили над взрослыми. Это потрясающие воспоминания, как мы всей семьей сидим на кухне при свечах и травим байки))

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Когда все переехали в Москву — мы жили одной большой дружной семьей, а спать на сдвинутых креслах было даже прикольно. Бабушка постоянно готовила пирожки, очень вкусные и сразу много)). Тетя приносила из ресторана экзотические фрукты и мне казалось, что это безумно круто. Мы с мамой, как взрослые, ходили продавать одежду! А дедушкина четверка, на которой он таксовал — самое душевное транспортное средство моего детства.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Недавно вспомнила вкусное блюдо из детства и спросила у тети: «Нигде его больше не ела, что это было, дашь рецепт?». А она говорит «Мы это блюдо из чёрствого хлеба, яиц и воды придумали, потому что есть было нечего». Представляете?) А я думала, что это редкий деликатес)))

Я не помню, как было тяжело. Никто не жаловался, не ныл, по крайней мере детям.

Никто не обсуждал с нами действия властей — ни Грузии, ни России, а то, что в это время был какой-то там путч — я узнала уже взрослой. Все просто делали, что могли. И благодаря этому я могу сказать — У МЕНЯ БЫЛО СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО.

Фото из семейного архива
Фото из семейного архива

Имея такой опыт, я сделаю всё, чтобы наши дети, несмотря на время, в которое они растут, вспоминали своё детство с радостью. Я буду следить за своим эмоциональным состоянием и стараться не нести переживания в детскую. Буду делать, что умею, там, где могу, не перекладывая груз своих эмоций на маленькие плечики.

Чтобы, когда сыновья вырастут и ровесники спросят: «Помните, как тяжело было в 2020-2022?» — они честно сказали: «Нет, не помним. У нас было счастливое детство».

Подписывайтесь на канал, если откликается моя философия — новые статьи увидят только подписчики.