У меня есть подруга. У этой подруги есть ребёнок. Ровесник моей младшей девицы. Очень он мне напоминает моего младшенького. Такой же скоростной, такой же быстро схватывающий многое на лету, но с трудом сосредотачивающийся, не способный усидеть на месте, легко запоминающий книжки с первого прочтения. Живчик.
Недавно, как раз, разговаривали о детях.
— Он совершенно не хочет учиться, — говорит она о своём сыне. Но я-то знаю, что мальчишка — круглый отличник. И не просто отличник, а в одном из лучших лицеев города. В том самом, оказавшись в котором, я рыдала каждое утро практически весь первый год. Потому что нагрузки, потому что необходимость соответствия, потому что ярмарка тщеславия. Подруга, эта самая, тоже, кстати, страдала. Синхронно со мной. Может, в том числе потому и подружились.
— А кто хочет? — пытаюсь перевести тему, чтобы не погружаться в воспоминания, я.
— Но надо.
— Но он же учится. На одни пятёрки. Вспомни, как мы учились.
— Учится, но не хочет.
— А нужно, чтобы он радостно хотел? Я не улавливаю проблемы пока. Если бы моя девица училась на отлично, я бы не требовала ещё и демонстрировать горячее желание. Я вот тоже работать не очень хочу. И учиться тоже. Даже когда нравится.
— Проблема в том, что он учится только если его заставлять. Пока он маленький, заставлять получается, но он растёт, а мы перестаём справляться.
— А если не заставлять, что будет?
—Если не заставлять, он не будет ничего делать.
— Слушай, а что если разрешить? Ну, пусть пару раз ничего не сделает, получит двойку... С моими девами это не сработает, они не боятся двоек, но твой-то любит быть в центре внимания, любит похвалу, любит выглядеть самым умным. Я уже подустала от его рассказов о пятёрках и попыток продемонстрировать свой словарный запас на английском, знание всех стран мира с их столицами и прочего, чего даже я не помню.
— Ага, ему важно.
— Так пусть, может, получит двойку, побудет не самым умным?
— Не работает.
— Что не работает?
— Если я разрешаю ничего не делать, он весь день ничего не делает, а потом садится делать уроки. Потому что не хочет двойку.
— Так значит, он учится. Даже если не заставлять.
— Учится. Но он садится на ночь глядя. А я уже спать хочу. Я не хочу до ночи делать уроки.
Интересный, в общем, диалог вышел. Совершенно неожиданно вышли от нежелания ребёнка учиться, а пришли к тому, что режим, удобный ребёнку, нарушает право мамы на отдых.
У меня такая проблема тоже стоит. Особенно со старшей, которая после школы сначала хочет отдохнуть, потом погулять, а потом готова хоть полночи учиться. Но в условиях довольно скромных размеров квартиры и при наличии младших довольно сложно заниматься ночами, никому не мешая. Поэтому у нас есть правило о том, что если все спят, мешать нельзя. Или делаешь всё так, чтобы не потревожить остальных, или не делаешь.
Впрочем, это я ухожу совершенно в другую сторону. А рассказать я хотела о том, что иногда за озвучиваемой проблемой стоит нечто совершенно другое. И это другое, разумеется, требует других решений.
Если ребёнок не хочет учиться, это одна история. Но если он хочет, просто не в то время, которое удобно маме, это же совершенно другая история. И решение тоже будет другим. Не про учёбу, а про соблюдение маминых границ, про уважение к её праву на отдых.
Такие дела.
#воспитание ребёнка