Необратимое течение времени часто скрывает для будущих поколений историческую правду, события и факты. Многие древние знания и секреты теряются безвозвратно. Но есть трагические или счастливые судьбы, которые остаются в памяти людей на века. Эти имена гениальных создателей шедевров вписаны золотыми буквами в историю искусства, в историю человечества.
С высоты XXI века 1582 год кажется далёким и абстрактным. Под толщей времени оказалась точная дата рождения композитора, чьё имя уже несколько столетий известно, благодаря одному необычному произведению.
В 2022 году исполняется 440 лет со дня рождения Грегорио Аллегри, итальянского композитора эпохи раннего барокко, мастера вокального многоголосия, создателя знаменитого Miserere.
Неизвестно в какой день родился Аллегри, в каком месяце, зимой или летом. Но символично вспомнить о нём в эти дни, во время Страстной недели, накануне католической Пасхи.
Жизнь Грегорио Аллегри прошла в традициях католицизма: в юном возрасте он начал петь в церковном хоре, а закончил музыкальную карьеру руководителем папского хора.
Это была скромная жизнь, наполненная духовностью, смирением, ежедневным трудом. Аллегри писал мессы, хоралы, мотеты на религиозные латинские тексты. Его произведения постоянно звучали во время богослужений во многих итальянских соборах. Но никто не считал их гениальными, пока кое-что из сочинений композитора не заинтересовало папу Урбана VIII и тот не пригласил Аллегри стать певчим Сикстинской капеллы.
Через почти десять лет после начала службы в Ватикане, одно произведение принесло композитору настоящую прижизненную славу. Это - Miserere mei Deus "Помилуй меня, Господи", сочинение для пятиголосного хора и квартета солистов. В названии произведения лежат первые слова 50-го псалма Давида. Это псалом - покаяние. В нём царь Давид кается в грехе: он убил человека, чтобы соблазнить его жену.
Miserere Грегорио Аллегри - произведение с удивительной судьбой и особой историей, мистическим ореолом и невероятным магнетизмом. Иначе как можно объяснить его популярность на протяжении почти 400 лет?
С XVI века в Соборе Святого Петра в Ватикане на Страстной неделе, в среду и пятницу, традиционно исполнялся "Плач пророка Иеремии" итальянского композитора Джованни Пьерлуиджи Палестрины. Но в нём был использован не весь библейский текст. Поэтому в 1640 году, спустя года два после создания, во время особой службы было решено исполнять ещё и "Мизерере" Грегорио Аллегри, который к тому времени уже стал авторитетным церковным композитором.
- Тёмная утреня на Страстной неделе совершалась в Сикстинской капелле и имела особый ритуал: после каждого песнопения гасилась одна из 15 свечей. В полутьме, в свете последней свечи, когда папа простирался перед крестом и возносил главную молитву, как бы из ниоткуда, появлялись звуки "Мизерере".
Особый антураж при исполнении, торжественность церемониала, духовный подъём, акустика Сикстинской капеллы, красота самой музыки 232 года подряд приводили людей, собравшихся в храме, в настоящий экстаз. Накануне Пасхи в Ватикан съезжались не только верующие, но и толпы туристов, желающих "увидеть рай и услышать пение ангелов".
Долгое время это действо считалось настоящим чудом, а песнопение Miserere было известно далеко за пределами Собора Святого Петра.
Но Ватикан тщательно скрывал от широкой публики ноты этого произведения. Под страхом отлучения от церкви хористам запрещалось передавать кому-либо ноты, переписывать их, использовать вне стен центрального собора. Певцы исполняли партии наизусть, импровизации, украшенные колоратурами, передавались из поколения в поколение, из уст в уста, не фиксируя текст на бумаге.
Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. В XVIII веке были сделаны три официальные копии знаменитого произведения для двух европейских монархов (короля Португалии и императора Священной Римской империи Леопольда I) и известного итальянского учёного, музыкального педагога, коллекционера старинных манускриптов, книг и нот, падре Мартини. И одна "пиратская" копия, которую сделал юный Моцарт.
В 1770 году 14-летний В.А.Моцарт вместе с отцом ездил по Италии с концертами. На Страстной неделе они специально приехали в Рим, чтобы услышать знаменитое Miserere. Первый раз они посетили службу в среду. Юного композитора настолько восхитила эта музыка, что он тут же записал её по памяти. В пятницу, когда Miserere по традиции звучало ещё раз, он только проверил записанное ранее. Эта история вышла за пределы узкого круга. Но законов об авторском праве ещё не было, поэтому Моцарта не наказали, а даже поощрили: папа удостоил гения орденом Золотой шпоры.
Постепенно запрет на копии Miserere терял свою силу. Уже в 1771 году английский историк музыки Чарльз Бёрни опубликовал партитуру этого произведения, вроде как, ту самую, "моцартовскую".
Но не зря это сочинение "не выпускали" за пределы Ватикана. Подтверждение тому - исполнение Мизерере в Вене, по копии, сделанной для Леопольда I. Лучшие певцы императорской капеллы разучивали это произведение. Но его исполнение не произвело никакого впечатления, кроме "жалкого". Леопольд даже заподозрил Ватикан в обмане, разразился скандал. Папе потом долго объясняли, что всё зависит от манеры исполнения, особых традиций, которыми владеют только певцы Сикстинской капеллы. Что, если просто спеть записанные ноты, то и получается жалкое произведение. Величие этой музыки зависит от манеры исполнения и места, где оно исполняется.
Папа, хоть и оставшийся в недоумении: как это записанные ноты могут по-разному звучать - отправил к императору своих самых лучших певцов, чтобы они обучили исполнению Miserere коллег из Вены. Но пока эти певцы ехали, в Вене стало не до развлечений. Военное положение заставило императора уехать из столицы.
- Так, в XVIII веке это прекрасное произведение нигде, кроме как в Сикстинской капелле, не звучало.
- Но с 1870 года оно не звучит и там.
- В XX веке Miserere Грегорио Аллегри уже свободно исполняется во всём мире, но по-прежнему не звучит в Сикстинской капелле. Только в 2011 году в первый день Великого поста знаменитое Miserere зазвучало вновь под сводами Собора Святого Петра в Риме. Папа Бенедикт XVI включил его в свою службу.
Сегодня Miserere Грегорио Аллегри часто исполняется в варианте Феликса Мендельсона, внёсшего свои изменения в произведение: он сочинил собственные каденции, которые раньше были исключительно импровизациями певцов; оригинальный соль минор заменил на до минор, теперь солист должен выдерживать знаменитое "до" третьей октавы; раньше это произведение исполнял исключительно мужской хор - Мендельсон переписал высокие ноты для женских голосов.
Да, время вносит свои изменения, лечит, учит, сохраняет ценности.
Ведь в жизни всё может быть...
Но Miserere Грегорио Аллегри навсегда останется эталоном духовной музыки.
Подписывайтесь на канал
#искусство
#седмица
#пасха
#культура
#католицизм