Время неуклонно проходит, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Это заставляет рассматривать судьбу каждого списанного корабля как нечто большее чем просто двух-трех тысячи тонн стали, правда такое отношение удается встретить не всегда.
Любой военный корабль - это не только боевая единица флота, это образец кораблестроения, это дом для моряков и место их подвигов. Особенно если речь идет о корабле, который олицетворяет собой определенный тип, или целую эпоху (если таких кораблей было построено десятки единиц). В этом случае часто сохранение этого корабля или его части дело большой важности для любой страны. Возможно это понимают в США, ведь если проверить, то по количеству кораблей -музеев именно США может занять первое место в мире, а не Британия, как когда то могло казаться.
40.Памятный объект: Подводная лодки SS-343 "Clamagore" ("Клэмагор") типа "Балао", США
Статус: подводная лодка - музей
Место расположения: США, штат Южная Каролина, округ Чарльстон, Маунт Плезант, плавучий музей на территории «Patriots Point Naval & Maritime Museum»
Открыт: с 1975 года в качестве музея
Подводная лодка «Клэмагор» классифицируется как большая двухкорпусная подводная лодка типа "Балао", заложена в марте 1944 году, сдана флоту - в июне 1945 года. Предприятие-строитель - "Электрик Боат Компани", Гротан. Подводная лодка во Второй мировой войне не участвовала. Она была введена в строй менее, чем за два месяца до прекращения боевых действий на море.
Являясь новой субмариной, «Клэмагор» была дважды модернизирована, вначале, в 1947 г. - по программе GUPPY II, а затем, в числе других девяти подводных лодок типа «Балао» - по программе GUPPY III. При этом наибольшая длина подводной лодки была увеличена на 4,5 м, а длина прочной рубки - на 1,5 м.
Для справки: GUPPY (Greater Underwater Propulsion Power — Увеличенные Возможности Подводного Хода) — программа модернизации дизель-электрических подводных лодок военной постройки ВМС США (1948—1960 годы). Цель программы - адаптировать существующий парк субмарин под изменившиеся требования войны на море, в первую очередь — улучшить их характеристики подводного хода. Модернизацию прошли несколько десятков подводных лодок типа "Балао" и "Тенч".
Увеличена также высота и длина ограждения рубки («северное» ограждение). На подводных лодках в обтекаемых наделках, в районе носовой и кормовой оконечностей и центрального поста были установлены три антенны гидроакустической станции типа BQS-4, а в подкильной наделке - типа BQR-2B. Помимо шахты устройства РДП, в ограждении рубки установлены улучшенные радиолокационные станции. Была также усовершенствована система управления торпедной стрельбой.
Существенные изменения претерпела энергоустановка подводной лодки. Были установлены четыре группы аккумуляторной батареи вместо двух групп, новые, более мощные дизель-генераторы, два увеличенной вдвое мощности безредукторные гребные электродвигатели, вместо четырех электродвигателей, работавших через редукторы.
За счет врезки дополнительной секции в прочный корпус подводной лодки и установки кондиционеров улучшены условия обитаемости экипажа ПЛ.
Модернизированная ПЛ Clamagore находилась в составе ВМС США до середины 1975 года. 27 июня 1975 года одной из последних американских подводных лодок военной постройки она была списана.
«Клэмагор» имеет статус исторического корабля. В качестве музейной подводная лодка находится на плаву вместе с другими кораблями-музеями - авианосцем «Йорктаун», эсминцем «Лаффей» и другими на территории «Patriots Point Naval & Maritime Museum» (Маунт Плезант, штат Южная Каролина).
После модернизации по программе GUPPY III подводные лодки типа "Балао" имели водоизмещение (надводное/подводное) - 2150/2600 т, длина наибольшая составляла 99,5 м, ширина наибольшая составляла - 8,3 м, осадка средняя - 5.2 м. Глубина погружения - 120-150 м. Экипаж - 85 человек.
Энергетическая установка - дизель-электрическая (двухвальная) с полным электродвижением. На борту установлено 4 дизель -генератора по 1600 л.с., два гребных электродвигателя по 2700 л.с., четыре группы аккумуляторных батарей по 126 элементов.
Вооружение: шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов и четыре 533-мм кормовых торпедных аппарата. Общее количество торпед - 24
Скорость хода: надводная - 20 узлов, подводная - 15 узлов. Дальность плавания: надводная - 11000 миль (10 узлов), подводная - ок.200 (2 узла).
Кстати, кому интересно, "клэмагор" также известен как голубая рыба-попугай.
Как видим, состояния подводной лодки не очень хорошее, время берет свое, а обслуживания видимо не было уже давно. Если так пойдет дальше - скоро потеряем и этот образец кораблестроения.
Обычно спрашивал читателей, был ли кто из них на этой субмарине, или может видел ее в Южной Каролине? Но на этот раз спрашивать не буду. Вопрос звучит необычно, в современных реалиях, в современном мире. Если кто похвастается или захочет поделиться своим мнением или воспоминанием - буду рад.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.